Понятие и сущность социализации
Социализация – это процесс формирования и развития личности, который происходит под воздействием учебной и воспитательной деятельности.
Для того, чтобы воспитать полноценную личность необходимо оказывать целенаправленное содействие социализации ребенка в его первом социуме. Первым социумом любого ребенка является семья, затем группа детского сада. Именно на них возложена большая роль по социально-психологической адаптации к последующей жизни в обществе и успешному взаимодействию с окружающим миром.
В том случае, если процесс социализации начинается как можно раньше, это может гарантировать эффективную подготовку к дальнейшему обучению в школе, а также же свободное общение со взрослыми и сверстниками.
Таким образом, от того как организуется и реализуется процесс социализации во многом зависит дальнейшая жизнь ребенка, так как именно в период детства осуществляется процесс становления и развития его личности.
Процесс социализации необходимо организовывать на основании личностно-ориентированного подхода, учитывая индивидуальность каждого ребенка. Связано это с тем, что каждый человек – это личность, которая выстраивает свой жизненный путь по индивидуальному плану. Во время общения с окружающей средой, ребенок не просто «впитывает» её воздействие, но и включается в процесс общения с другими людьми, учитывает особенности их поведения, тем самым он усваивает свой собственный социальный опыт.
Овладение социальным опытом – это специально организованный нормативный и целенаправленный процесс, в котором активное участие принимает общество, оказывающее на личность необходимое социальное воздействие.
Роль семьи в социализации ребенка
Одной из главных общественных ценностей является семья. Каждая семья уникальна, отличается от других семей своей внутренней организацией, традициями и бытом. Психологический климат семьи имеет большое значение в воспитании детей, так как именно он отражает эстетический, нравственный и этический характер взаимоотношений между членами семьи.
Семья не только помогает ребенку преодолеть жизненные трудности, оказывает ему поддержку на всем жизненном пути, но и способствует его успешной адаптации и социализации в окружающем обществе.
От типа семьи зависит успешность процесса социализации ребенка. Выделяют следующие типы семьи и их влияние на социализацию:
- Воспитательно-сильная семья – имеет возможности близкие к оптимальным. Необходимо отметить, что в качестве таких семей могут выступать абсолютно любые по составу и уровню материального положения семьи. Важным является не достаток, а прежде всего атмосфера внутри семьи, жизненная позиция родителей и характер взаимоотношений с детьми.
- Воспитательно-устойчивая – это семья, которая, в общем, имеет благоприятные возможности для воспитания детей, не зависимо от имеющихся бытовых трудностей и конфликтов между некоторыми членами семьи.
- Воспитательно-неустойчивая – это тип семьи, которая приняла за модель воспитания неправильную педагогическую позицию, выраженную гиперопекой, авторитарностью, попустительством и т.д. Несмотря на то, что воспитательный потенциал семьи очень высок, его результативность крайне низка. Требуется корректировка как в отношении родителей, так и детей.
- Воспитательно-слабая – это семья, в которой родители утратили контроль над детьми, контакт между ними не просто неустойчив, а крайне слаб. К таким семьям относятся не только неблагополучные семьи, где родители злоупотребляют алкоголем и ведут асоциальный образ жизни, но и вполне благополучные семьи, в которых родителям попросту не хватает времени на детей (сильная занятость на работе, недостаток образования и педагогической культуры). В результате чего педагогическое воздействие на ребенка минимально.
Помимо указанных семей, выделяют еще некоторые подвиды, которые характеризуются рядом неблагоприятных признаков семейной атмосферы, например: воспитательно-слабые семьи с постоянной конфликтной или агрессивно-негативной атмосферой; семьи с сексуальной или алкогольной деморализацией; маргинальные семьи и т.д.
Таким образом, семья, а именно ее психологический климат и особенности взаимодействия между ее членами, оказывают значительное влияние на процесс социализации ребенка.
Организация процесса социализации ребенка в образовательном учреждении
Процесс социализации начинается в детстве и продолжается на протяжении всей жизни. Успешность социализации зависит от соблюдения условия непрерывности его осуществления. То есть процесс социализации должен быть включен во все виды деятельности ребенка, а также в организованный педагогами образовательного учреждения педагогический процесс.
Одной из особенностей процесса социализации ребенка в образовательном учреждении является то, что ее успешность во многом зависит от своевременного удовлетворения потребностей детей в положительных эмоциональных контактах со сверстниками и взрослыми. В связи с чем, перед педагогом стоит задача по созданию эмоционально-комфортного климата в группе или классе.
Алгоритм организации успешного процесса социализации детей в рамках образовательного учреждения:
- Вызвать у детей интерес по отношению к созданной ситуации, решение которой потребует её эмоционального представления и принятия.
- Вызвать у детей активное сопереживание всем участникам созданной ситуации, осознание их трудностей, оказание помощи в решении, эмоциональное сочувствие.
- Побудить детей к поиску возможных вариантов решения ситуации, способов выхода из нее. Обсуждение всех предложений и нахождение наиболее оптимального.
- Включение детей в конкретное практическое действие (проявить заботу, найти слова для утешения, разрешить или предупредить конфликт и т.д.).
Очень важно помочь каждому ребенку пережить чувство удовлетворения от успешно разрешённой проблемы, понять, как изменилось эмоциональное состояние участников, и порадоваться вместе с ними.