Семья как институт психологической подготовки детей к обучению в школе
Подготовка к школе – это мероприятия, направленные на формирование у ребенка психологической готовности к переходу на новую ступень жизнедеятельности.
Психологическая готовность к школе – это уровень развития психических процессов детского организма, которые позволяют ребенку выполнять деятельность нового типа – учебную, а также активизировать познавательную работу, вливаться в новую социальную среду, принимая на себя ряд новых ролевых функций.
Подготовка к школе – важнейшая ступень в развитии ребенка дошкольного возраста, поэтому нужно уделять ему должный объем внимания, применяя целый комплекс мер и методов воспитательного влияния. Подготовка к школе упрощает адаптацию детей к условиям школы, осуществляет профилактику возникновения разнообразных психологических травм, стрессовых ситуаций, обусловленных сменой основных видов деятельности, принятием новых социальных ролей, новых правил и норм социального поведения, а также развитием коллективного взаимодействия.
Важную роль в процессе подготовки ребенка к обучению в средней школе играют воспитатели детских садов и родители.
Базовая функция семьи – воспитательная. Именно в семье идет заложение основ личностного развития детей. Семейное воспитание обусловливает успех дальнейшего развития детей и их жизнедеятельности.
В связи с этим, семья оказывает активное воздействие на психологическую подготовку детей к обучению в школе. К основным направлениям психологической подготовки детей к школьному обучению относят:
- развитие системы знаний и навыков, которые нужны для учебы в начальной школе;
- развитие психических процессов;
- формирование отдельных сторон и составляющих учебной деятельности;
- развитие навыка следования инструкции, выполнения действий в соответствии со словесными указаниями;
- воспитание волевых качеств. Волевая готовность имеет огромное значение во время подготовки ребенка к школе. Нужно развивать в детях умение осознанно ставить цели и стремиться их достигать. Это может быть реализовано через мотивацию;
- формирование готовности принимать новую социальную роль – для достижения этого, необходимо объяснять ребенку важность и значимость обучения в школе и развивать положительное эмоциональное отношение к данному процессу;
- формирование коммуникативных навыков;
- активизация мыслительной деятельности.
Особенности подготовки к школе в рамках семейного воспитания
Психологическая готовность детей к школьному обучению предполагает необходимость сформировать у них стремление взаимодействовать внутри коллектива.
Для этого ребенку необходимо развить ряд умений и навыков, сформировать систему знаний, которые помогут ему жить и функционировать в социальной среде, познавать окружающую действительность в процессе учебной деятельности.
Воспитание в семье обладает важнейшим значением в развитии ребенка. В сравнении с другими институтами воспитания, воспитание в семье затрагивает всю жизнедеятельность детей, представляя более длительное и более активное воспитательное воздействие.
Устройство семьи и ее микроклимат, отношения внутри семьи, формируют психологические основы детского поведения. Семья обладает огромным воспитательным потенциалом. Итоги воспитания определены степенью успешности реализации этого потенциала.
Воспитательный потенциал семьи включает следующие компоненты:
- семейная обстановка;
- тип родительских отношений;
- стиль воспитания в семье;
- численность семьи;
- бытовые условия проживания;
- уровень материальной обеспеченности семьи;
- ряд идейно-нравственных принципов семьи;
- эмоционально-психологическая атмосфера;
- трудовая обстановка;
- образование и интеллектуальное развитие родителей;
- семейные традиции;
- свойства родительских личностей, которые являются примером для ребенка;
- педагогическая культура родителей;
- взаимоотношения семьи с окружением;
- линия воспитания, поддерживаемая в семье.
Отношения, которые формируются внутри семьи, могут носить разный характер. Родителям необходимо учитывать, что от обстановки в семье, то есть, того, как ребенок чувствует себя в ней, зависит его развитие и комфорт.
Помимо этого, важная роль принадлежит стилю воспитания в семье. Им определяется формирование самооценки ребенка, развитие его самостоятельности и творческого потенциала, его стремление познавать, самореализовываться и самоутверждаться. Обстановка в семье, эмоциональная атмосфера влияют на процесс интеллектуального развития ребенка. Также она влияет на процесс активизации познавательных процессов детей, определяя его отношение к учебной деятельности.
Образование родителей, а также их нравственные ориентиры определяют степень умственного развития ребенка, культурные ценности и поведенческие нормы, которые он сможет усвоить, то, как он будет вести себя внутри общества, будет ли он стремиться саморазвиваться и самосовершенствоваться, принимать разнообразные социальные роли.
Для обеспечения детям психологической готовности к обучению в школе, необходимо создание адекватной обстановки его развития и воспитания. Ребенок должен чувствовать, что он нужен, важен и защищен, его интересы должны учтены, к его мнению прислушиваются и уважают его.
Родителям необходимо уделять ребенку много сил и времени, помогать ему в том, что ему не удается выполнить самостоятельно, формировать в нем желание быть полезным и стремиться к чему-либо.
Также родители должны создавать единую направленность воспитательного пространства и воздействия с дошкольным образовательным учреждением. В противном случае, достичь должного уровня готовности детей к школьному обучению невозможно. Если родители действуют одним образом, а воспитатели в ДОУ по-другому, дети оказываются на перепутье, а их психические процессы не будут нормально формироваться и развиваться.