Позитивное общение – это модель взаимодействия между людьми, основанная на проявлении уважения и любви к собеседнику и стремлении к предотвращению развития конфликтных ситуаций в межличностном взаимодействии сторон.
Развитие позитивного взаимодействия с воспитанниками составляет основу эффективной работы воспитателя.
Позитивное общение лежит в основе формирования комфортной среды в ДОУ и установления доверительных отношений между воспитателем и воспитанниками.
Правила построения позитивного педагогического общения
Поскольку, позитивное педагогическое общение является залогом продуктивного развития воспитанников и формирования доверительных отношений между педагогом и воспитанниками, то она выстраивается на основании следования педагогом правилам культурного межличностного взаимодействия и использования общения, как искусства коммуникативного взаимодействия.
Позитивное педагогическое общение строится в опоре на следующие правила:
- Установление визуального контакта с воспитанниками. Он дает основу формирования доверия собеседника и подтверждает искренность слов и фраз, сказанных педагогом.
- Жестикуляция во время общения. Она должна быть адекватной и соответствовать произносимой речи. При общении с воспитанниками недопустимо активно жестикулировать руками и совершать резкие, нецелесообразные движения. Это не повышает значимость произнесенной речи и делает ее нелепой и смешной для детей.
- Соблюдение принципов диалогового взаимодействия с воспитанниками. Это означает предоставление им прав выражать свое мнение, выслушивать ответы на вопросы и комментировать их.
- Уход от упреков во время общения с детьми. Упреки вызывают появление негативных эмоций у воспитанников, а общение должно быть позитивным. Потому, упреков стоит избегать или, хотя бы, минимизировать их количество и колкость.
- Сохранение вежливости и спокойствия. Оно достигается за счет контроля педагогом своих эмоциональных проявлений. Важно, помнить, что общение происходит с ребенком, развитие которого находится на уровне, отличном от уровня развития взрослого человека.
- Соблюдение такта в общении. Такт необходимо проявлять в комментировании детских ответов, детской речи и детского мнения.
- Игровое взаимодействие с воспитанниками. Игра составляет основу детской деятельности. В игровой форме осуществляется формирование всех сторон личности дошкольника. Игра устраняет напряжение, возникающее у детей при взаимодействии со взрослыми. Его устранение является залогом продуктивности построения взаимоотношений между воспитателем и всем детским коллективом.
- Включение фантазии в построении диалога с воспитанниками. Фантазия позволяет разговорить ребенка, найти ответы на непонятные обеим сторонам вопросы и сделать процесс взаимодействия сторон увлекательным и интересным.
- Проявление эмоций в общении с детьми. Педагог должен адекватно реагировать на поведение и поступки воспитанников, сопровождая их соответствующими эмоциями.
Педагогическое общение лежит в основе формирования комфортного микроклимата в ДОУ. Оно определяет «погоду» учебного заведения, а потому, требует от педагога сохранения постоянного позитивного настроя своей профессиональной деятельности.
Позитивность общения является следствием наличия у педагога нестандартного мышления и новаторских идей в реализации учебно-воспитательной работы.
Использование в общении с дошкольниками приемов и методов позитивной психологии
Позитивная психология - это способ становления счастливой, жизнерадостной личности.
Данное направление включает в себя ряд приемов, ориентированных на выработку позитивного мышления и формирование позитивного настроя в отношении разных сторон и направлений деятельности.
Знание позитивной психологии необходимо каждому воспитателю. Они дают почву для устранения конфликтов в детских коллективах, формирования положительных отношений с воспитанниками и установления плодотворного сотрудничества с родителями.
Приемы и методы позитивной психологии находят активное применение в дошкольном воспитании. Они позволяют:
- Сформировать у родителей компетенцию по установлению положительного взаимодействия с детьми;
- Продуктивно разрешать конфликты в коллективе воспитанников;
- Минимизировать агрессивные проявления дошкольников;
- Развить у детей уверенность в себе, веру в себя и свои силы;
- Развить у детей позитивный взгляд на окружающий мир;
- Выработать у воспитателя умения принимать ребенка с его особенностями развития и эмоциональными проявлениями;
- Сохранять позитивное отношение к воспитанникам в разных ситуациях образовательной деятельности.
Общение воспитателя с детьми, основанное на приемах позитивной психологии, опирается на принцип безусловного принятия. Он означает, проявление к воспитанникам любви и уважения независимо от их успехов и неудач, способностей, поведенческих реакций. При этом, педагогу важно проявлять это принятие, посредством использования специальных знаков. Они дают детям эмоциональную поддержку и обеспечивают формирование у них положительного настроя на пребывание в ДОУ и установление взаимодействия с педагогом.
В процессе общения с воспитанниками, особенно при оглашении замечаний, выражении недовольства их поведением, позитивная психология предполагает использование безличных предложений, обобщенных слов и неопределенных местоимений. К примеру, педагог может сказать: «Мне не нравится, что кто-то капризничает» или «Плохо, когда кто-то из детей злится и ведет себя агрессивно».
Установление взаимодействия с воспитанниками предполагает постоянное оказание им помощи. Помощь нужна детям как в разных видах деятельности, так и в выражении своих эмоциональных состояний и разрешении противоречий в детском коллективе.