Сельская школа в системе образования в России
В настоящий момент около 70 % всех школ в нашей стране располагаются в сельской местности. Состояние и уровень работы школ оказывают огромное влияние на социально-экономическое развитие сел, культурно-образовательный уровень населения и решение демографических проблем.
Для сохранения и развития села, образование в сельской местности должно быть соответствующим ожиданиям людей, социально-ценностному заказу сельского сообщества, каждой семьи и конкретных людей.
Школа является важной частью сельского социума и не может развиваться в отрыве от него. Перспективы малокомплектных школ зависят от развития сельскохозяйственного производства и социокультурной сферы села.
С начала 90-х годов российские сельские школы работают в новых экономических условиях общественного развития, что обусловлено переходом к рыночной экономике, созданием правового и демократического государства.
Закон РФ «Об образовании» декларирует, что сельскую школу финансируются вне зависимости от количества учеников. Но после того, как было введено подушевое финансирование и новая система оплаты труда учителей, ликвидация сельских школ активизировалась. Если финансирование зависит исключительно от количества детей, сельская школа себя не может себя окупить. Сегодня в России сельские школы сменяются крупными школами, в которые детей из разных деревень привозят на специальных автобусах, или школами-интернатами, в которых они не просто учатся, но и живут.
Недостаточное внимание к вопросам социального сельского развития, взгляд на сельскую школу, как на не имеющую перспектив, объединение малочисленных классов, укрупнение сельских школ, которое было проведено в 70-х годах ХХ века, вызвали значительную миграцию населения деревень. Это привело к опустению малых сел и деревень, сокращению пропашных земель, упадку сельского хозяйства.
Сегодня сельские школы остро нуждаются в особом типе организации педагогического процесса, специфическом подходе к развитию детской личности, учитывающем большинство региональных, социально-экономических культурных факторов.
Школоведческие аспекты развития сельских школ рассматривали в своих работах Березняк Е. С., Борисова Л. Г. и др. Вопросы подготовки и повышения квалификации сельских учителей исследовали Авдеев Ф. С., Чалов А. Н., Артемьев В, П. Проблемы воспитания детей в сельских школах были рассмотрены Жильцовым П. А., Ивановым А. Ф., Лазаревым Н. К.
Сельская школа будет существовать и развиваться на протяжении длительного времени с сохранением специфических черт в рамках единой национальной культуры и того поля, которое считают единым образовательным пространством. В связи с этим проблемы сельской школы – это не просто вопрос сохранения типа образовательного учреждения, это общенациональная проблема, связанная с судьбой государства. В связи с этим, программа развития сельских малокомплектных школ должна носить общенациональный, государственный характер и стать центральным элементом национальной доктрины образования.
Специфика деятельности сельских школ
Специфика деятельности сельской школы обусловлена следующими аспектами:
- более яркое проявление традиций народной педагогики и стройной воспитательной системы сельских жителей. В городах эти традиции практически забыты, так как там национальные особенности жителей нивелированы, они оторваны от исторических корней;
- четкое представление учителей о детях, условиях их жизнедеятельности, внутрисемейных отношениях, а также отношениях со сверстниками;
- близость к традициям, большие по сравнению с городом значимость общественного мнения, влияние авторитета педагогов;
- принадлежность большинства родителей к одному трудовому коллективу, проживание их на территории одного небольшого поселка, постоянное общение с коллегами за стенами школы;
- оптимальные условия подготовки учеников к жизни в деревне, сельскохозяйственному производству, проявление самостоятельности детей в ходе решения хозяйственных и жизненных проблем.
Факторами, затрудняющими организацию учебно-воспитательной работы со школьниками, является малокомплектность и малочисленность большинства сельских школ. В большинстве из них отсутствуют параллельные классы, а во многих существуют т. н. класс-комплекты. Микрорайон обслуживания сельской школы существенно обширнее, чем у городской, для средней школы он может включать десятки квадратных километров. Со стороны педагогического коллектива все это требует дополнительных и существенных затрат сил и времени, направляемых на обеспечение своевременного посещения детьми учебных или внеурочных занятий. Это подразумевает организацию регулярного подвоза учеников к образовательному учреждению, а в интернатах – поддержания условий жизни, сводящих на нет негативное воздействие отрыва детей от семьи, осуществление мер педагогического воздействия на школьников в период их пребывания вне школы.
Немаловажная проблема для педагогического коллектива сельской школы – реализация принципа вариативности в обучении по разноуровневым учебным программам, предусматривающим профильное, углубленное изучение отдельных предметов.
Таким образом, условия жизни и работы сельского учителя, по своему составу, существенно отличаются от условий жизни и работы учителей в городских школах, что должно учитываться при подготовке будущих педагогв в высших и средних педагогических учебных заведениях.