Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Особенности обучения русскому языку в 5-6 классах

Проблемы обучения русскому языку в средней образовательной школе

Вопросы преподавания дисциплины «Русский язык» остро встают в современном методическом обеспечении среднеобразовательных учебных заведений.

Период обучения детей в 5-6 классах является достаточно важным, а потому проблемным этапом обучения. Он связан с переходом детей из начальной школы на новый этап обучения – в среднюю школу. Ребенок испытывает трудности психологической адаптации к новым условиям. Учебное заведение остается прежним, но меняется классный руководитель, увеличивается количество изучаемых дисциплин, появляются новые педагоги, которые их преподают, расширяется количество требований. Все эти факторы оказывают влияние на усвоение учащимися образовательной программы.

При изучении русского языка в пятых-шестых классах возникают следующие проблемы:

  1. Отсутствие преемственности в преподавании. Программа школьного обучения имеет ряд изъянов. Один из них связан с тем, что каждый этап школьного обучения не учитывает программные моменты, аспекты русского языка, которые были изучены на предыдущем этапе обучения. Так, изучение русского языка в начальной школе ориентировано на его научное познание т.е. изучение того, что представляет собой язык, а его сущность и практическое применение, значимость и связь его компонентов не получают смыслового обозначения.
  2. Формальная подача знаний. Информация о том, зачем необходимо язык, о его практической значимости, использовании различных орфографических приемов, синтаксических средств не имеет причинно-следственного объяснения. Учащиеся средней школы не понимают, зачем необходимы навыки разбора слова по состава или звукового разбора. Это делает познание языка логически необоснованным.
  3. Упор на развитие письменной речи. Как правило, образовательная программа по русскому языку средней школы делает акцент на развитии письменных навыков учащиеся. Устной речи уделяется мало времени, что, зачастую, приводит к нарушению правильного произношения, сокращению активного словаря. А это отрицательно сказывается и на письменной речи.
  4. Отсутствие понятий у учащихся о сходстве и различии отдельных языковых явлений и аспектов. Множество слов имеют одинаковое звучание, но разный смысл. Это касается фраз и предложений, а также отдельных языковых конструкций.
  5. Отсутствие смыслового понимания частей речи учащимися. Начальное школьное обучение предполагает усвоение только названий частей речи. В чем суть названия, учащиеся не осознают. Они не понимают, что существительные характеризуют предметы, а прилагательные их признаки. Учащиеся не всегда понимают, в чем отличие частей речи друг от друга, а также значение союзов и частиц и их разницу.
  6. Трудность восприятия языковых правил учащимися. Правила русского языка, ориентированные на изучение в пятых классах, представляются достаточно сложно и непонятно для учащихся данного возраста. Дети не понимают их смысл и просто зазубривают правила, а это приводит к затруднениям в их практическом использовании.
«Особенности обучения русскому языку в 5-6 классах» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Преемственность программ обучения русскому языку в начальной и средней школе

Соблюдение преемственности в программном материале по русскому языку, изучаемом в начальной и средней школах, предполагает выполнение следующих условий:

  1. Знание возрастных особенностей освоения языка на всех уровнях образовательной системы: от дошкольного этапа обучения до старшей школы. Эти знания затрагивают синтаксис и пунктуацию, лексику и грамматику, орфографию, синтаксис.
  2. Понимание того, каким образом осуществляется языковое развитие учащихся на каждом этапе обучения и необходимости привития им определенной системы знаний на каждом этапе познания языка.
  3. Согласование в программах обучения и учебной литературе смежных классов.
  4. Формирование программного материала в соответствии с требованиями ФГОС на этапе начального и среднего обучения.
  5. Проектирование образовательного курса по русскому языку единой направленности, охватывающего обучение с начальной школы до окончания учебного заведения.
  6. Подготовка в начальной школе к научному познанию языка: те темы, которые будут научно исследованы в средней школе, требуют пропедевтики в начальных классах.
  7. Единые нормы и показатели оценки знаний учащихся по русскому языку на всех этапах обучения.
  8. Навыки планирования и прогнозирования итогов обучения на всех его стадиях.

Все эти условия не соблюдаются полноценно, что приводит к появлению проблем с обучением русскому языку в средней школе. Очень часто происходит использование повторного программного материала, поскольку, не соблюдается преемственность в обучении. Какие-то аспекты языка оказываются неизученными, а какие-то изучаются повторно. Это, значительно, снижает эффективность обучения. Кроме того, сведения учебников средней школы не согласовываются с материалами, познаваемыми в начальной школе. Это приводит к тому, что многие знания, которые получены учащимися на начальном этапе обучения русскому языку, оказываются ненужными.

Замечание 1

Эффективность обучения русскому языку в средней школе во многом зависит от преемственности образовательных программ. Над этой проблемой требуется работать и работать. Основы ее решения постепенно закладываются, но недостаточно реализуются на практике.

Рекомендации по реализации преемственности обучения русскому языку

Достигнуть преемственности в обучении языку между начальной и средней школой можно посредством соблюдения ряда условий его преподавания. К ним относятся:

  1. Изучение простого предложения в начальной школе должно производиться без изучения второстепенных членов и познания пунктуации.
  2. Обязательная работа над формированием словарного запаса учащихся 5-6 классов. Необходимо на каждом уроке уделять время расширению лексики учащихся, путем выполнения специальных упражнений.
  3. Развитие навыков работы со словарем.
  4. Положительная мотивация к изучению языка. Для этого используются поощрения, исключаются отрицательные отметки на начальных этапах обучения, формируются ситуации успеха.
  5. Взаимопосещение уроков русского языка педагогами 4-х и 5-х классов.
  6. Разнообразие форм и методов познания языка, с применением инновационных технологий и информационных средств.
Дата последнего обновления статьи: 16.12.2023
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot