Гендерные различия в общении детей
Пол – это комплекс репродуктивных, телесных, поведенческих и социальных признаков, которыми индивид определяется как мужчина (мальчик) или женщина (девочка).
Половые, или гендерные различия в поведении детей начинают проявляться уже на первом году жизни.
Сторонники гендерной позиции уверены, что необходимо придерживаться естественных и подобающих полу норм и поведенческих образцов. В раннем детстве стереотипы полового поведения в сознание детей вкладывают родители, воспитатели, СМИ, ровесники.
Дети в возрасте двух лет уже знают как должны себя вести мальчик и девочка.
К трем годам дети отождествляют себя с представителями своего пола, то есть происходит половая идентификация.
После трех лет ровесники начинают поощрять друг друга за те или иные поступки и образцы поведения, либо выражают недовольство, если кем-то нарушены установленные обычаем нормы. Чувство половой принадлежности становится устойчивым.
Взаимоотношения детей в дошкольном возрасте – это отношения между мальчиками и девочками.
В игровой деятельности интересы мальчиков и девочек проявляются более дифференцированно, чем в условиях реальной жизни.
На основании восприятия самого себя в качестве мальчика или девочки, дети выбирают для себя и роли в играх. В играх дети могут отрабатывать роли, которые соответствуют мужскому и женскому поведению. Так, например, в средней группе детского сада в магазин играют одни лишь девочки.
Гендерные стереотипы в играх и общении детей
Дети в общении с ровесниками ориентируются на поведение близких взрослых и учатся смотреть на себя как на мальчика или девочку, как на будущего мужчину или женщину.
В общении детей дошкольного возраста можно проследить стремление к объединению в соответствии с признаком гендерной принадлежности. То есть, дети начинают группироваться по полу и у них формируется общность интересов. Начинает формироваться специфическое чувство «мы», то есть «мы – мальчики» или «мы – девочки».
Возникает солидарность мальчиков и девочек. В однополых группах у детей формируется возможность видеть себя глазами своих друзей.
Мальчики стремятся быть сильными, смелыми и мужественными, не плакать от боли. А девочки развивают мягкость, аккуратность, кокетливость. К концу периода дошкольного детства мальчики и девочки не во все игры играют вместе, у них появляются специфические игры, в которые играют только мальчики или только девочки.
Особое место в общении детей отводится отношениям мальчиков и девочек. В конце раннего возраста дети усваивают некоторое эфемерное знание о своей половой принадлежности, но при этом они еще не узнали, какие содержание наполняет слова «мальчик» или «девочка».
В дошкольном возрасте взрослые так или иначе начинают обучать детей выполнению половой роли, соответствующей принятым в обществе стереотипам, ориентируя ребенка в том, что значит быть девочкой или мальчиков. Обычно мальчикам больше позволяют проявлять агрессивность, поощряют интерес к физической активности, инициативность. От девочек же все ждут проявления душевности, эмоциональности и чувствительности.
Половое воспитание детей предполагает в основном формирование у представителей противоположного пола начал женственности и мужественности. Соответствующие методики были разработаны в исследованиях Градусовой Л.В., изучающей полоролевое воспитание мальчиков; Кудрявцевой Е.В., изучающей полоролевое воспитание девочек; Арутюновой Л.А., Ледовских Н.К., выполняющих исследования под научным руководством Репиной Т.А., в работах многих других ученых и непосредственно практическими работниками образовательных учреждений. Чтобы сформировать представления о мужественности и женственности широко используют устное народное творчество и художественную литературу.
В период дошкольного детства, дети обнаруживают ряд внешних различий между мужчинами и женщинами в одежде и манере поведения в обществе. Дети подражают всему происходящему: формам поведения, которые являются полезными и приемлемыми для окружающих людей, а также таким негативным стереотипным формам поведения взрослых как брань, курение и пр. Так мальчики еще не пользуются этими «символами» мужественности в своем практическом поведении, но уже могут вносить их в свои сюжетные игры.
Осознание собственного «Я» обязательно предполагает также и осознание ребенком своей половой принадлежности. В норме чувство собственной половой принадлежности становится устойчивым уже в период дошкольного детства. В соответствии с восприятием самого себя в качестве мальчика или девочки, ребенок начинает выбирать ту или иную игровую роль. В этом возрасте может проявляться открытая доброжелательная пристрастность к детям своего пола, а также затаенная пристрастность к детям противоположного пола. Этим определяется процесс развития самосознания в контексте половой идентификации.
Иными словами, процесс общения детей в период дошкольного детства, демонстрирует их пристрастную причастность к социальной роли мужчины и женщины. В игре и в практике реального общения детьми усваиваются не только социальные роли, связанные с половой идентификацией взрослых, но и способы общения между собой женщин и мужчин, мальчиков и девочек.
В особенностях общения мальчиков и девочек в дошкольном возрасте существует ряд некоторых различий. Девочки чаще чем мальчики проявляют инициативу в построении взаимоотношений со сверстниками. Девочки чаще отвечают на предложения ровесников, чем мальчики. Девочки проявляют больший интерес к общению с ровесниками, по сравнению с мальчиками. Девочки более чувствительны к влиянию сверстников, по сравнению с мальчиками. У девочек отмечен более позитивный эмоциональный фон по сравнению с мальчиками. Девочки более заинтересованы в действиях своих товарищей, чем мальчики. При этом у мальчиков уровень развития навыков общения существенно меньше по сравнению с девочками. Это свидетельствует о том, что они менее общительны. Мальчики более негативно и неадекватно могут оценивать действия ровесников, по сравнению с девочками. При этом мальчики реже уступают своим ровесникам по сравнению с девочками.