Социальные условия развития и формирования личности
Личность – это понятие, которое выработано, чтобы отображать социальную природу человека, рассматривать его в качестве субъекта социокультурной жизни, определять его в качестве носителя индивидуального начала, которое самораскрывается в контексте социальных отношений.
Ведущая роль в формировании личности принадлежит социальным обстоятельствам, к которым относят:
- макросоциосреду – тип общественного и государственного устройства, уровень общественного развития и его возможность обеспечить жизнь и деятельность людей, идеологическое и другое воздействие на них через СМИ, пропаганду, агитацию, социально-политическую, этническую, религиозную обстановку в обществе и пр.;
- микросоциосреду – это непосредственное контактное взаимодействие человека с семьей, дружеской компанией, школьным классом, студенческой группой, производственным и трудовым коллективом и прочими социальными связями человека и социальной среды;
- воспитание – специально организованный процесс формирования и развития человека, в первую очередь его духовной сферы;
- деятельность – игровая, учебная, производственно-трудовая, научная. В процессе деятельности человек включается в разнообразные виды деятельности, социальных связей и отношений, человек получает социальный опыт и наращивает его;
- социальное взаимодействие во всем многообразии его разновидностей, общения с другими людьми;
- искусственную среду обитания – современная техника, технологии ее производства и эксплуатации, использование, побочные продукты современных производств, информационно-психологическая среда, создаваемая современными радио-, теле- и прочими техническими устройствами;
- биологический фактор – состоит из физиологических особенностей человека, в первую очередь, биологического пола индивида, особенностей общих и специфических типов ВНД, своеобразия морфологии мозга, наличия определенных нарушений, аномалий в работе мозга и его отделах;
- своеобразие функционирования его отдельных физиологических систем, то есть состояния организма в целом. При определенных условиях, человек может компенсировать недостатки строения или функционирования организма развитием воли, интеллекта и физических качеств;
- природные факторы – климатические, географические, геофизические, космические и прочие условия жизнедеятельности человека. Природные катаклизмы и бедствия обычно оказывают разрушительное воздействие на психику человека;
- ноосфера – особое состояние информационно-энергетической среды Земли. Источниками ноосферы могут быть и планетарные, и космические основания. Ноосфера оказывает влияние на духовное состояние каждого человека, живущего на планете.
Основываясь на вышесказанном, можно говорить о содержательной структуре личности, включающей подструктуры, обусловленные социальными, биологическими, экологическими, техническими и технологическими, а также ноосферными факторами.
Рисунок 1. Содержательные подструктуры личности. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Факторы формирования личности
Определяющая роль в формировании личностных структур человека отдана социальной среде, культурологическим факторам, совокупности их влияний. Именно социальные обстоятельства, развиваясь способствуют формированию сущностных и личностных особенностей человека.
Выделено два основных признака личности: наличие сознания и субъективность. Качественные и количественные характеристики данных признаков у каждого конкретного человека дают возможность судить об уровне зрелости личности. Могут быть выделены несколько уровней социальной и психологической зрелости личности:
- низкий – недостаточно зрелая, формирующаяся личность;
- средний – достаточно зрелая личность;
- высокий – социально зрелая личность.
Третьим ведущим признаком личности выступает саморегуляция, то есть способность человека управлять собственными психическими процессами и добиваться поставленных целей, несмотря на все препятствия на пути их достижения. Если у человека данный признак развит хорошо, то можно сказать, что это вполне сложившаяся личность. Ядро саморегуляции личности состоит из взглядов, убеждений, идеалов, волевой подготовленности. Характеризуя ребенка, можно говорить, что это еще недостаточно сформированная и социально зрелая личность.
Рисунок 2. Факторы формирования и развития личности. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Характеризуя каждого конкретного человека, необходимо выявлять уровень ее социальной и психологической зрелости, а также насколько он сформировался как определенная личность.
Постепенно, с формированием личности, человек из пассивного продукта социальных обстоятельств превращается в активнодействующий субъект. Чем сильнее субъективное в человеке, тем больше в нем личностного. Таким образом, субъективность становится атрибутивной характеристикой личности.
Еще одна атрибутивная характеристика личности – активность. Личность не может быть пассивным продуктом социальных обстоятельств. Активность любой личности выражена через отношение индивида к тому, что и как он делает, его жизненную позицию, поведение и деятельность, способы действий. Характер личностной активности проявляется теми социальными и социально-психологическими ролевыми функциями, которые она выполняет, ее самоутверждением в поведении и деятельности. Необходимо обращать внимание на то, что внутренние условия деятельности личности и психика людей не могут рассматриваться только устройствами, пассивно преломляющими внешние воздействия. Отмечается активность и целенаправленность, потребностная детерминированность взаимодействия личности с объективными обстоятельствами, преобразование их в деятельности, при этом изменениям подвержен как объект, представленный окружающим миром, так и субъект, то есть сама личность. Принято считать, что личность характеризуют преимущественно тем, как и что она делает, реализует, проявляет и утверждает себя.