Природоведческая лексика – это раздел лексики, включающий в свой состав слова, обозначающие объекты живой и неживой природы.
Формирование данной лексики является одним из разделов изучения родного языка. Детей дошкольного возраста необходимо знакомить со словами данного раздела, чтобы освоение языка носило полноценный характер. Это особенно актуально при наличии у ребенка речевых дефектов.
В частности, работа по развитию природоведческого словаря используются при наличии таких речевых отклонений, как ФФН и ОНР. Это обусловлено тем, что данные отклонения приводят к сокращению активного словаря дошкольника, малому объему его пассивного словаря, неверному применению слов, сложностями звукового восприятия и произношения большинства фонем.
Коррекционная педагогика предлагает использование комплексного подхода к формированию природоведческой лексики, который предполагает использование ряда методов и направлений работы по коррекции речевых дефектов, входящих в состав таких отклонений, как ФФН и ОНР.
Направления словарной работы
Формирование природоведческой лексики у дошкольников, страдающих ФФН и ОНР, реализуется по следующим направлениям.
Обогащение словарного запаса дошкольника. Это направление предполагает опору на наглядные, словесные и практические методы обучения в их оптимальном и целесообразном сочетании. Методы подбираются по возрастным и индивидуальным параметрам развития ребенка, а также степени развития его речевого дефекта. Для знакомства с природой, метод наблюдения является самым актуальным. Если дошкольник в живую видит процессы природы, наблюдает за ее объектами, то у него возникает эмоциональное восприятие увиденного, что стимулирует работы головного мозга и активизирует работу познавательных процессов. При общем недоразвитии речи, наблюдения за природой активизирует работу восприятия организма и помогает сопоставить восприятие с речевым произношением. Кроме того, для наблюдения можно использовать не реальные природные объекты, а их иллюстрации. В качестве словесных методов, применяются чтения сказок, стихов о природе, прослушивание и пение песен. Это позволяет значительно обогатить словарь дошкольника. Практические методы развития природоведческой лексики сводятся к организации живого уголка в ДОУ и совершении практических операций по его благоустройству, уходу за растениями и т.д.
Уточнение, закрепление и фиксация слов природоведческой тематике в словаре дошкольника. Для реализации данного направления используются подвижные и дидактические игры, а также сопровождение разнообразных видов деятельности дошкольника (рисование, лепка, игра) словесными комментариями, включающими природоведческую лексику. Дидактические игры включают в себя загадки, ребусы, кроссворды зоологической и биологической тематики, домино, лото.
Активизация природоведческого словаря. По этому направлению работа ведется таким образом, чтобы сделать усвоенные слова, обозначающие природные объекты и процессы, компонентами активного словаря дошкольника. Для этого, применяется тренировка словарного запаса ребенка, выполняются упражнения на закрепление слов, их активное и многократное повторение.
Использование дидактических игр в качестве метода формирования природоведческой лексики дошкольников с ФФН и ОНР
Использование речи в игровых действиях способствует активизации мыслительной деятельности, которая, в свою очередь, активизирует работу речевого аппарата и способствует к полноценному усвоению лексико-грамматических основ родного языка.
Использование дидактических игр в качестве основных приемов речевого развития дошкольников с ОНР и ФФН ориентировано на решение ряда задач:
- Воздействие на психические процессы, с целью их активизации, реализуемой за счет воздействия дидактической игры на визуальное и слуховое восприятие информации дошкольником;
- Расширение объема памяти ребенка;
- Активизация визуального и слухового восприятия дошкольника, посредством игрового действия;
- Расширение активного словаря ребенка;
- Психологическая подготовка дошкольника к построению коммуникативных отношений, посредством речи.
Дидактическая игра отличается от иной игры наличием правил, т.е. все игровые действия требует соблюдения обязательных норм поведения. Правила игры и их усвоение активизирует концентрацию внимания и работу мыслительных процессов, что положительно сказывается на речевых функциях.
Чтобы дидактические игры, ориентированные на развитие природоведческой лексики дошкольника, приносили должный эффект, требуется создание яркой, эмоционально-окрашенной атмосферы совместной творческой деятельности детей и взрослых. Если взрослый проявляет энтузиазм в игровом процессе, то и ребенок, подражая ему, формирует свою речевую активность.
Практическая реализация дидактической игры, как средства развития природоведческой лексики дошкольников, реализуется в три стадии:
- Подготовительная стадия. Она включает в себя выбор игры, отвечающей возрастным возможностям дошкольников и их речевым нарушениям, способностям и умственному развитию, временной период ее проведения, место проведения и подготовку игровых атрибутов, педагога-логопеда к игре и создание им условий для подготовки детей к игре.
- Проведение игры. На этой стадии, происходит ознакомление дошкольников с правилами игры, ее атрибутами, распределяются роли игры, демонстрируются операции игры и игровые действия, которые должны выполнять ее участники. Далее, происходит реализация игрового действия. Педагогу необходимо контролировать процесс, направлять действия дошкольников, следить за выполнением правил игры, давать советы ее участникам.
- Подведение итогов игры и анализ ее итогов. Педагог должен обсудить результаты игры совместно с детьми. Дать им выразить свое мнение по поводу прохождения игрового процесса, рассмотреть совершенные ошибки. Анализ игры помогает детям понять ее суть и активизировать их мышление и речь, поскольку анализ предполагает выражение своего мнения и взгляда, посредством речи. Педагог же, может выявить недостатки в проведении игры, скорректировать ее правила, ориентируясь на индивидуальное развитие и особенности речевых нарушений каждого участника игры.