Младший дошкольный возраст – это период развития ребенка, охватывающий промежуток от трех до четырех лет.
В этот период развитие детей связано с четким разграничением себя и взрослых, выделением и утверждением своего «Я». Все действия ребенок стремится выполнять самостоятельно, избегая помощи взрослых. Также, ребенок испытывает желание попробовать что-то новое, чего он ранее не делал, независимо от того умеет он это или нет, доступно это его пониманию и возможностям или не доступно.
Развитие трехлетних детей имеет свои специфические особенности, которые проявляются во всех сферах деятельности и направлениях развития.
Особенности физического развития младших дошкольников
Физическое развитие ребенка в трехлетнем возрасте предполагает владение им следующими навыками:
- Ходьба;
- Бег;
- Прыжки;
- Лазание по разнообразным поверхностям, преодоление препятствий;
- Действия с различными предметами;
- Знание гигиенических процедур.
Все названные навыки можно охарактеризовать, как гармонично развитые т.е. ребенок владеет точной структурой выполнения движений, осознает их, пространственно ориентируется и владеет координацией движения, выполняет их в нужном направлении, легко меняет его.
Физические навыки постепенно развиваются и, к четырем годам, расширяется их спектр. Дети способны на выполнении достаточно сложных движений и упражнений. Например, поймать летящий мяч, ударить мяч об пол и поймать его, пройти по узкому бордюру без поддержки.
Выполняя разнообразные упражнения и, принимая участие в играх, спортивных соревнования, происходит формирование детской самооценки. Естественно, что она еще не будет достаточно развитой. Она в полной мере зависит от взгляда взрослого – педагога или родителя, оценки им действий ребенка, правильности, выполняемых движений.
В этот возрастной период, ребенок уже может пользоваться туалетом, способен самостоятельно помыть руки, почистить зубы, владеет кухонными приборами при приеме пищи, может одеться и обуться.
Особенности речевого развития
Особенностью развития речевого аппарата ребенка на данном этапе является его сильное восприятие к языку, его звукам и смысловому назначению. Речь уже становится более осознанной, но при этом продолжает быть неустойчивой, закреплена недостаточно, является кратковременной.
Общаясь со взрослым, ребенок вступает в фазу познания окружающего мира. Он задает все больше вопросов «что?» да «почему? и стремится получить на них максимально развернутые и понятные ответы. Если ранее речь носила только конкретно-ситуативный характер т.е. применялась к данной ситуации, процессу, то теперь она становится более свободной – контекстной.
Количество слов и фраз ребенка постоянно расширяется, активно используются грамматические категории. Конечно, многие слова, фразы произносятся неверно. Может быть нарушено звуковое произношение или грамматическое строение – род, пол, число, время, но в целом речь является достаточно полной и понятной.
Специфика развития познавательной сферы
На данном этапе процесс познания и его развитие характеризуется активным восприятием ребенком окружающего мира, его процессов и явлений. В основном оно реализуется за счет ощущений. Он знает и понимает предназначение вещей и предметов и применяет их в быту, игре, общении.
Начиная с трехлетнего возраста, а бывает и раньше, ребенку уже недостаточно просто наблюдать за объектами и процессами окружающего мира. Он стремится все пощупать, понюхать, попробовать на вкус. Вопросы касаемо предметов и процессов задаются им взрослым непрерывно. Они не заканчиваются. Объяснение одного процесса влечет за собой новый перечень вопросов. Жажда познания находится в активной фазе.
Можно выделить основные свойства познавательного процесса этого периода:
- Развитие образов памяти. Ребенок запоминает уже несколько слов и названий, причем осознает их и применяет в нужный момент. В четыре года уже развиваются навыки заучивания небольших стихотворений или их частей;
- Развитие способностей оценивания предметов. Дети в этом возрасте вполне могут выделить какие-то признаки предмета, сравнить его с другими аналогичными;
- Формирование краткосрочной конструктивной деятельности. сосредоточиться на одном процессе длительное время ребенку пока не удается. Он может заниматься тем, что ему нравится в течение пяти минут, а затем деятельность необходимо сменить;
- Внимание ребенка является непроизвольным;
- Ребенок знает какими свойствами обладают предметы, может их выделить, а также знает назначение различных предметов и объектов, их полезность для окружающего мира.
Особенности построения коммуникативных связей в младшем дошкольном возрасте
Именно в этом возрасте происходит развитие стремления и заинтересованности ребенка в установлении социальных контактов. Ребенку становится интересно взаимодействовать со взрослыми и сверстниками в разнообразных видах и сферах деятельности. при этом, эмоциональное восприятие ребенка находится на пике. Он испытывает множество чувств и эмоций. Это может быть радость, недовольство, страх, симпатия, удивление и т.д.
Среди окружающих ребенка людей он выделяет тех, которые ему интересны и приятны и тех, кто вызывает отрицательные эмоции – агрессию, страх, антипатию.
Социальные контакты строятся ребенком, посредством применения речи или неречевых способов, представленных мимикой, различными жестами и движениями, построением поз, взглядами. При этом процесс общения является лишь поверхностным. Его нельзя назвать длительным и конструктивным. Общение достаточно неустойчиво и применимо к конкретной ситуации, по завершению которой оно прекращается.
Наиболее активно контакты строятся детьми в процессе игры. Начинают применяться наиболее простые сюжетно-ролевые игры с небольшим количеством действий.