Сущность адаптации и влияющие на неё факторы
Адаптация – это процесс приспособления организма к новым или изменяющимся условиям жизни. Адаптация может быть биологической или психологической.
Ребенок, поступающий в дошкольное учреждение, переживает ряд изменений в жизни: строгий режим дня, отсутствие родителей на протяжении семи и более часов, новые требования к поведению, постоянный контакт с ровесниками, новое помещение, новый стиль общения. Все эти изменения создают для ребенка стрессовую ситуацию, которая может вызывать формирование невротических реакций, проявляющихся капризами, страхами, отказом от еды, частыми болезнями и пр. Эти трудности возникают из-за перехода ребенка из знакомой и обычной для него семейной среды в дошкольное учреждение.
Ребенку необходимо приспосабливаться к новым условиям, то есть адаптироваться.
Существует два вида прогноза адаптации:
- медицинский прогноз составляют в поликлинике перед тем, как ребенок будет зачислен в учебное учреждение, он закреплен в медицинской карте;
- психолого-педагогический прогноз – составляет психолог и педагог группы в дошкольном учреждении, на основании наблюдения за психоэмоциональным состоянием ребенка в разных ситуациях на протяжении трех-пяти дней, он отражен в индивидуальном листе адаптации, в нем закреплена группа здоровья, неврологические диагнозы и пр.
При составлении прогноза адаптации следует учитывать ряд неблагоприятных факторов для детей раннего возраста:
- частые болезни матери;
- несоответствие домашнего и ясельного режимов;
- токсикоз во 2-й половине беременности;
- болезни матери в период беременности;
- вредные привычки;
- недостаток эмоционального общения в первый год жизни;
- раннее начало искусственного вскармливания;
- вторая и третья группы здоровья;
- болезни ребенка в первый год жизни;
- нарушения нервно-психического развития.
Если присутствуют 4-5 факторов риска, особенно с 1 по 6, наиболее вероятно неблагоприятное протекание адаптации.
В процессе комплексного исследования, которое проводили ученые разных стран, выделили 3 стадии процесса адаптации:
- острая фаза, сопровождающаяся разнообразными колебаниями соматического и психического состояния, вызывающего снижение веса, частые респираторные заболевания, нарушения сна, снижение аппетита, регресс речевого развития;
- подострая фаза включает адекватное поведение ребенка, то есть все сдвиги уменьшаются и отмечаются только отдельными параметрами на фоне замедленного темпа развития в сравнении со средними возрастными показателями;
- компенсация предполагает убыстрение темпов развития, в результате чего к концу года дети преодолевают указанную задержку в развитии.
На основании этого выделяют три степени тяжести протекания острой фазы периода адаптации:
- легкая – все сдвиги нормализуются через 10-15 дней, ребенок начинает прибавлять в весе, адекватно вести себя в коллективе, болеть не чаще обычного;
- средняя – нормализация всех сдвигов через месяц, при этом отмечается кратковременная потеря в весе, может болеть на протяжении 5-7 дней, отмечаются признак психического стресса;
- тяжелая – длится 2-6 месяцев, ребенок часто болеет, теряет имеющиеся навыки, наступает физическое и психическое истощение.
Адаптация считается законченной, когда:
- у ребенка отмечено стабильное положительное психоэмоциональное состояние на протяжении недели, то есть преимущественно хорошее настроение, он активно играет, взаимодействует со взрослыми и сверстниками, соблюдает распорядок дня, хорошо есть и спит;
- у него нет заболеваний;
- отмечается динамика массы тела;
- наблюдается динамика психомоторного развития.
Трудности приспособления организма к новым условиям и новой деятельности объясняет необходимость учитывать все факторы, способствующие адаптации ребенка к условиям ДОУ или же замедляющие ее и мешающие адекватному приспособлению.
Особенности поведения детей в период адаптации
Не все дети при поступлении в дошкольное образовательное учреждение, ведут себя одинаково. Их поведение в значительной степени определяется теми потребностями, которые сформировались при переходе в группу.
Принято выделять три категории детей на основании различий в поведении и потребности в общении:
- первая группа – дети, с преобладающей потребностью общения с близкими взрослыми, ожидающие от них внимания, ласки, доброты, информации о мире;
- вторая группа – дети со сформированной потребностью в общении не только с близкими, но и с другими взрослыми, в совместной деятельности и получении от них информации о мире;
- третья группа – дети с потребностью активных самостоятельных действий.
Если ребенок до того, как поступил в детский сад, постоянно находился с мамой или бабушкой, то при попадании в группу детского сада, он с трудом будет расставаться с родными. Затем на протяжении дня ребенок будет ожидать их прихода, плакать, отказываться от любых предложений со стороны воспитателя, не будет играть с детьми.
Преимущественно, поступая в детский сад, плачут дети, которые условно могут быть отнесены в первую группу, то есть испытывающие потребность общения с близкими людьми. Они могут глубоко переживать расставание с близкими, так как не имеют опыта общения с посторонними, не готовы с ними контактировать.
Обычно, чем уже круг общения ребенка в семье, тем более длительным будет процесс адаптации к детскому саду.
Дети, условно относящиеся ко второй группе, до поступления в детский сад, имеют опыт общения со взрослыми, которые не являются членами их семьи. Например, общались с дальними родственниками или соседями. Попадая в группу они постоянно наблюдают за действиями воспитателя, подражают им, задают вопросы. Пока воспитатель находится рядом, ребенок чувствует себя спокойно и уверенно, но побаивается детей и держится на расстоянии от них. В случае невнимания со стороны воспитателя такие дети могут растеряться, у них появятся слезы, они вспомнят о родителях.
У детей из третьей группы, четко прослеживается потребность активных самостоятельных действий и общения со взрослыми.