Целевое назначение предмета ОБЖ
Основы безопасности жизнедеятельности (ОБЖ) – это дисциплина, входящая в образовательную программу школы, ориентированная на формирование знаний о способах выживания в различных жизненных ситуациях и повышении защитных сил организма.
На ОБЖ изучаются вредные факторы окружающей среды, негативные воздействия среды на отдельного человека и все общество и способы защиты от них.
Владение знаниями о безопасности жизнедеятельности лежит в основе полноценного развития личности, поскольку, безопасность жизнедеятельности обеспечивает гармоничное развитие личности, способствует защите ее интересов и реализации профилактических мероприятий по развитию деструктивного поведения и воспитания потребности в здоровом образе жизни.
Включение дисциплины ОБЖ в образовательный процесс школы нацелен на:
- Обучение учащихся навыкам безопасного поведения;
- Обучение учащихся навыкам защиты жизни и здоровья в различных экстремальных ситуациях;
- Выработка у учащихся навыков гармоничного взаимодействия с социальной и природной средой.
Для реализации данных целей, материал курса ОБЖ включает в себя следующие направления обучения:
- Безопасность и защита всех категорий граждан в условиях опасных, экстремальных, криминогенных, чрезвычайных ситуаций.
- Получение теоретических научных знаний о здоровье и медицинских способах его коррекции.
- Оборона государства.
Рисунок 1. Задачи обучения ОБЖ. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Воспитание ценностно-ориентационных умений учащихся на уроках ОБЖ
На уроках ОБЖ происходит развитие у учащихся большого количества ценностно-ориентационных навыков. К ним относятся:
- Прогнозирование развития опасных, чрезвычайных ситуаций на основании знаний их признаков и особенностей проявления.
- Развитие навыков принятия продуктивных решений в конкретных ситуациях опасного характера.
- Знание методов и средств защиты от ситуаций техногенного, природного, социального характера, поведения в случае катастроф.
- Навыки видения и оценки вероятности возникновения опасных ситуаций и проведения профилактических мероприятий по их предотвращению.
- Формирование навыков безопасного поведения в различных сферах общества и природной среде.
- Следование концепции здорового образа жизни.
- Выработка собственной гражданской позиции и ее рациональное, правомерное отстаивание.
- Подготовка учащихся к осознанному выбору своего жизненного пути и профессиональному развитию.
Методы преподавания ОБЖ
Изучение основ безопасности жизнедеятельности реализуется в опоре на применение следующих методов в образовательном процессе учебного заведения:
- Объяснительно-иллюстративные методы. Он основывается на словесном рассказе педагога об опасных ситуациях, причинах их возникновения и способах борьбы с ними. Объяснение подкрепляется наглядными средствами, демонстрирующими специфику конкретных опасных ситуаций и способов борьбы с ними. Это дает более полное понимание материала и формирует у учащихся полноценную картину действий в конкретных опасных ситуациях. В число таких методов входит объяснение, проведение бесед, чтение лекций. Педагог дает большой объем информации по различным темам ОБЖ, которую необходимо запомнить и практически реализовать.
- Репродуктивные методы. Они связаны с отработкой учащимися практических действий, повторения алгоритма поведения в опасных ситуациях разного характера. Педагог дает учащимся задания на разрешение той или иной ситуации. Используя свои теоретические знания по ОБЖ, учащиеся выполняют определенную последовательность действий, операций с, имеющимися атрибутами, или с имитацией их наличия для профилактики и борьбы с опасными ситуациями.
- Методы проблемного обучения. Они ориентированы на активную работу учащихся в познавательном процессе. Педагог озвучивает проблему, а учащиеся ищут способы ее разрешения. Проблемная ситуация может требовать применения, имеющихся у учащихся знаний в новых условиях, выбора актуальных знаний для той или иной ситуации, а также недостаточное количество знаний и необходимость их дополнения для решения, поставленной задачи.
- Практические методы. Они ориентированы на отработку практических навыков действий в опасных, чрезвычайных ситуациях. К таким методам относятся разнообразные упражнения, ориентированные на многократное повторение различных действий, совершаемых в той или иной опасной ситуации. Это могут быть действия по надеванию противогазов, оказанием первой помощи и т.д.
- Методы моделирования. Они относятся к практическим методам обучения и предполагают моделирование на учебном занятии опасной ситуации, приближенной к реальной. Отрабатываются действия при пожаре, потопе, выбросе химических веществ, , природных катастроф и др. Это делает процесс обучения более увлекательным, наглядным, давая учащимся возможность проявить себя и свои знания в направлении защиты своей жизни и здоровья, а также жизни и здоровья окружающих.
Технологии обучения, используемые на уроках ОБЖ
В освоении основ безопасности жизнедеятельности на уроках применяются следующие виды технологий:
- Технологии проектного обучения. Они ориентированы на работу учащихся в парах, мини-группах, а также индивидуальное исследование ситуаций криминогенного характера, действий в случае дорожных ДТП, природных катаклизмов, техногенных ситуациях.
- Игровые технологии. Они позволяют легко и свободно воплотить опасную ситуацию, отыскать выход из нее и отработать действия, их последовательность, ориентацию в той или иной чрезвычайной, опасной ситуации.
- Здоровьесберегающие технологии. Они ориентированы на создание и поддержание условий безопасного обучения, что особенно актуально в познании данной дисциплины.
- Мультимедийные технологии. Они предполагают применение мультимедийных средств для демонстрации учебного материала, проведения контроля знаний учащихся и активизации их эмоциональной сферы при изучении основных понятий, категорий ОБЖ.