Понятие и условия диалога в учебном процессе
Диалог – это форма речи, состоящая из процесса обмена определенными сведениями, то есть информацией между двумя людьми (в рассматриваемом случае между педагогом и студентом).
Диалог предполагает получение определенных результатов – достижение профессионального роста и профессионального и творческого взаимодействия. Такого рода взаимодействие, считают ученые, как раз и представляет доказательство того, что человек приспосабливается к социально-педагогическим условиям общества, его коммуникативная компетенция развита на необходимом в повседневном и профессиональном общении уровне.
Развитие коммуникативных компетенциях в профессиональной сфере – одна их задач современного высшего образования.
Любые человеческие способности – творчество, коммуникации, способность к рефлексии и пр., лучше всего развиваются и реализуются в диалоге. Диалог в этом плане представляет один из способов познания окружающего мира и себя в этом мире.
Диалог выстраивается, учитывая определенные условия. Главные из них – доверие, доброжелательность, свобода, взаимопонимание, взаимное творчество. В данном случае творчеством называют генерирование новых идей или изобретение новых способов в результате диалогического процесса.
Усложнение обучающего процесса в содержательном плане и в рамках технологического оснащения вызвало необходимость не только совершенствования существующих диалогических форм, но и обучение новым формам диалога.
В качестве организационного компонента общения диалог дает возможность гуманизации делового общения, делая его более равноправным. Общение в таком случае протекает между равными партнерами, не учитывая их иерархию.
Вербальное воздействие во время ведения диалога может усиливаться посредством паралингвистических и экстралингвистических средств.
- Паралингвистические средства – фонационные, кинетические и графические средства, посредством которых может передаваться смысловая информация.
- Экстралингвистические средства предполагают использование в речи физиологических проявлений – кашля, вздохов и пр.
Социальным ролям сторон диалога тоже отводится большое значение, так как они позволяют вести диалог без нарушения границ собеседника.
Одна из целей диалогового метода обучения – научить критическому мышлению, приступать к решению сложной проблемы только после того, как она всесторонне проанализирована, учитывая альтернативные мнения и конструктивно взаимодействуя с окружающими людьми.
Функции диалога
Любая профессиональная, деловая беседа – это диалог партнеров, которые уполномочены своими организациями решить определенные профессиональные вопросы. В связи с этим можно выделить несколько функций диалога в профессиональном общении:
- взаимодействовать внутри одной профессиональной среде;
- осуществлять совместный поиск, выдвижение и разработку идей;
- контролировать и координировать начатые дела со стороны обоих партнеров;
- стимулировать профессиональную и деловую активность.
Иными словами, построение процесса диалогового обучения – важнейший момент в деятельности преподавателя вуза и студента, который должен представлять полноценный субъект в диалоге с преподавателем.
Особенности диалога студент-преподаватель
Учебный диалог рассматривается в качестве системообразующего элемента коммуникативно-смыслового взаимодействия преподавателя и студента.
К основным правилам такого диалога относят:
- постоянная включенность студентов, как субъектов, в процесс обучения;
- направленность на качественный и равноправный обмен между субъектами диалогов;
- наличие нескольких альтернативных точек зрения, обсуждаемых в диалоге на равных;
- выявление и непрерывное изучение преподавателем профессионально значимых мотивов деятельности студентов, их личностных склонностей и особенностей мировоззрения, отношение к профессиональному труду и его субъектам;
- базирование изучаемых материалов на интересах, запросах и мотивах студентов и преподавателей.
Неопределенность в отношениях, связанная со смешением ролей проявляется тем, что преподаватель в разные моменты может выступать как пример для подражания, друг и психотерапевта, а иногда как объект насмешек со стороны студентов.
Иногда студент знает по предмету информации не меньше, чем преподаватель, или специально углубленно его изучает. В таком случае может возникать потребность равноправного диалога, спора, отстаивания своего мнения. Если студент не согласен с мнением преподавателя, но не может донести свою точку зрения, это свидетельствует о некорректно организованном учебном процессе и нарушении формата диалога.
Еще одна ошибка диалога – смешение формальные отношений студентов и преподавателя с неформальными. Необходимо четко разграничивать учебное и не учебное время. Студенты с преподавателем могут находиться в неформальных отношениях за рамками учебного процесса, например, студент может оказывать какие-либо услуги преподавателю в соответствии с родом своей деятельности, например, ремонтировать квартиру. Но неформальные отношения не должны воздействовать на учебный процесс, выставление оценок, особенное или непритязательное отношение, которые следуют их внеучебного общения.
Наиболее распространенная в учебном процессе проблема – разрешение студентам свободно посещать лекции. Но не каждый студент организован и трудолюбив для такого стиля учебы. Это предполагает некоторый промежуточный контроль знаний.
Ошибок в системе диалога студента и преподавателя существует множество. Но всегда есть возможность прийти к решению, которое бы устраивало обе стороны. Это и составляет цель оптимального построения учебного диалога.