Природосообразность – это способ отношения к воспитаннику как к феномену природы, ее компоненту, неотделимому от нее и ее процессов, а также согласования воспитательного процесса с этапами природного развития индивида.
Идея природосообразности воспитания возникла в античные времена, развивалась и углублялась в различных идеях и вариациях.
Природосообразность по Я. А. Коменскому
Я. А. Коменский является основоположником педагогического научного знания. Он исследовал вопросы воспитания и обучения подрастающего поколения. Его идеи затрагивали взаимосвязь между развитием ребенка и природой. Он рассматривал этапы возрастного развития – детство, отрочество, юность и возмужалость, как процессы, отражающие четыре времени года. К примеру, рост и развитие растений связаны именно с временами года. Поэтому, развитие личности, также, должно опираться на природные процессы.
Все труды Коменского пронизаны идеей о том, что развитие личности полностью зависит от природы. Таким образом, он выдвигает идею о природосообразности воспитания т.е. необходимости построения моделей воспитания и обучения во взаимосвязи с природой, с учетом факторов ее воздействия. При этом социальные аспекты воспитания, фактически, не учитываются в идеологии Я.А. Коменского.
Рисунок 1. Природосообразность по Я. А. Коменскому. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Его основные идеи в области природосообразности воспитания и обучения можно выразить следующими положениями:
- Зачатки образования, добродетели, свойств милосердия и сострадания, взаимопонимания закладываются в каждом человеке природой. В ходе воспитания, необходимо обратить внимание на способы их раскрытия и развития.
- У каждого ребенка имеется определенный фундамент, на который опирается его развитие. Он закладывается природой. Невозможно создать личность, наделенную качествами, которые не заложены в ней от природы. Воспитание должно сводиться только к раскрытию природного потенциала личности.
- Верная воспитательная тактика сводится к раскрытию навыков понимания сути вещей, осознанного восприятия окружающей реальности, без вбивания в сознание каких-то слов и идей, которые непонятны ребенку.
- В основе обучения и воспитания должно быть заложено раскрытие собственного взгляда на окружающий мир.
- Система образования должна уйти от метода демонстрации каких-то открытий, которые были сделаны иными авторами, а ориентировать детей на собственное исследование, собственные открытия и поиск своего пути развития.
Понятие природосообразности по И. Г. Песталоцци
И.Г. Песталоцци – известный швейцарский педагог, занимавшийся исследованием вопросов обучения и воспитания, основанных на идеи их природосообразности.
Рисунок 2. Вклад Песталоцци в педагогику. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Природосообразность воспитания по Песталоцци – это процесс ориентации воспитания на природные задатки индивида, их развитие и саморазвитие.
И.Г. Песталоцци говорил о том, что у каждого человека имеется определенный потенциал, который имеет божественное начало. Все предопределено природой и законами ее функционирования. Поэтому, в ходе воспитания должны быть раскрыты природные способности человека, с учетом природных начал и законов ее функционирования.
Основные идеи природосообразности воспитания, озвученные И.Г. Песталоцци, можно обозначить следующими положениями:
- Развитие личности отражает естественный ход природы.
- Воспитание должно быть гармоничным и всесторонним, ориентированным на развитие природного потенциала, посредством специальной системы упражнений.
- В любой способности человека, дарованной ему природой, заложено желание расти и развиваться, расширять свой кругозор, свои знания и навыки.
- Саморазвитие человеческой личности важно не только для отдельного индивида, но и для всего общества.
- Совершенствование природы человека позволяет достичь кардинальных сдвигов в социальной сфере.
- Основным законом обучения, по мнению Песталоцци, является использование понятий и категорий, их разъяснение, до того, как они будут применены на практике. Предполагалось, что дети должны сначала понять откуда происходит данный объект, где находится страна, как действует тот или иной инструмент, какой формы арбуз, а какой груша, а затем использовать его в различных контекстах.
- Природосообразное воспитание начинается с семьи и продолжается в учебном заведении.
- Содержание образования должно отвечать человеческой природе и быть последовательным, как и само развитие человека: идти от простого к сложному.
- Создание теории простейшего обучения, исключающего дисциплины и практические навыки, которые не актуальны и не потребуются для дальнейшей жизнедеятельности.
- Природосообразное воспитание основывается на физическом, нравственном и интеллектуальном развитии личности в тесной связи и обусловленности законами природы.
Рисунок 3. Теория элементарного образования Песталоцци. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Принцип природосообразности воспитания и обучения по А. В. Дистервегу
Немецкий педагог А. В. Дистервег продолжил изучение теории природосообразного воспитания и обозначил, что природосообразность воспитания предполагает применение педагогического воздействия на личностное развитие учащегося, отражающее естественное развитие человека и его законы, учитывающее возрастные и индивидуальные особенности его личности.
К основным принципам природосообразности воспитания Дистерверга относятся:
- Создание оптимальных условий и применение педагогического воздействия для направленного развития природного потенциала ребенка.
- Руководящая роль педагога в процессе воспитания, обучения и развития учащегося.
- Гармоничное развитие личности может быть достигнуто на основании знаний психологии и физиологии, определяющих особенности личностного развития в конкретные возрастные этапы, динамику психических процессов и т.д.
- Развитие личности и природных задатков определяется культурной средой, в которой пребывает ребенок.
- Ребенок является составным компонентом социальной сферы и его развитие определяется не только природой, но и социальными факторами.
- Идентичность обучения и воспитания невозможна, поскольку природа каждого человека индивидуальна.
- Социально-исторический аспект оказывает определенное влияние на раскрытие природного потенциала ребенка.