Характеристика основных направлений коррекционно-воспитательного процесса, осуществляемого в специализированном ДОУ
Коррекционно-воспитательная работа – это система определенных педагогических мероприятий, которые направлены на ослабление или преодоление недостатков физического и психического развития детей с отклонениями и нарушениями.
В настоящее время в рамках традиционной специальной педагогики принято выделять два основных направления коррекционно-воспитательной работы в специализированных ДОУ:
- Первое направление реализуется в области осуществления коррекционной работа высших психических функций. Данный подход определяется как психологический.
- Второе направление основано на признании значимости коррекционного педагогического воздействия на ведущую и типичные виды деятельности ребенка с отклонениями и нарушениями. Этот подход принято рассматривать с педагогической точки зрения.
Современная коррекционно-воспитательная работа, реализуемая в специализированных ДОУ направлена на:
- оказание всесторонней психологической помощи детям с различными видами отклонений в психическом и физическом развитии;
- оказание необходимой консультативно-методической поддержки родителям «особенных» детей;
- осуществлении социальной адаптации детям с отклонениями и нарушениями, формирование у них предпосылок к учебной деятельности.
Система специализированных дошкольных учреждений, реализующих коррекционно-воспитательную работу с «особенными» детьми, включает в себя следующие типы учреждений:
- Специализированные коррекционные образовательные учреждения, занимающиеся воспитанием, обучением и развитием детей, имеющих отклонения в развитии.
- Дошкольные группы или отделения специализированных коррекционных школ, школ-интернатов, детских домов.
- Дошкольные образовательные коррекционные учреждения, занимающиеся обучением, воспитанием и развитием детей, имеющих различные нарушения интеллекта (умственно отсталые).
- Группы кратковременного пребывания для детей, имеющих различные нарушение интеллекта, организованные при специализированных коррекционных ДОУ.
Во всех указанных типах специализированных дошкольных учреждений реализуются специально разработанные коррекционные программы, различного направления (в зависимости от типа и тяжести нарушений у воспитанников).
Коррекционно-воспитательная программа специализированного ДОУ включает в себя:
- Организационные формы консультационной и психологической помощи родителям «особенных» детей.
- Содержательно-педагогическую работау с родителями «особенных» детей, направленную на овладение родителями необходимыми знаниями об особенностях развития детей с отклонениями.
Содержание коррекционно-воспитательной работы в специализированном ДОУ
Коррекционно-воспитательная работа в специализированном ДОУ реализуется в рамках организованных занятий и в повседневной жизни (режимные моменты, прогулки, самостоятельная деятельность и т.д.).
Большое значение при организации коррекционно-воспитательной работы в специализированном ДОУ имеет создание благоприятной психологической обстановки. Каждый ребенок должен чувствовать заботу и любовь со стороны взрослых. Кроме того, очень важно, чтобы все педагоги и специалисты, работающие с «особенными» детьми использовали единые методы и средства взаимодействия с воспитанниками. Единство в работе педагогического коллектива имеет большое значение, именно потому ему следует уделять особое внимание.
Единство в коррекционно-воспитательной работы педагогов и специалистов специализированных ДОУ достигается посредством:
- Совместное изучение содержания коррекционно-воспитательных программ, реализуемых в специальном ДОУ.
- Проведение совместного исследования и диагностики воспитанников.
- Участие всего педагогического коллектива в детских праздниках и иных мероприятиях.
- Проведение совместной работы с родителями воспитанников.
Коррекционно-воспитательная работа, реализуемая в рамках специализированного ДОУ с «особенными» детьми, осуществляется по следующим направлениям:
- Формирование у детей с отклонениями и нарушениями навыков положительного общения и эмоционально окрашенного взаимодействия с окружающими.
- Формирование правильного образа «Я», представлений о себе как о личности.
- Формирование адекватных представлений об окружающих ребенка людях, овладение навыками взаимодействия с ними в зависимости от социального статуса и положения.
- Формирование общего представления об окружающем мире, находящихся в нем предметов и явлений, овладение адекватными навыками взаимодействия с ним.
- Усвоение детьми общественного опыта.
- Формирование навыков общепризнанных норм и правил поведения в обществе.
- Овладение детьми навыками самообслуживания, гигиены и необходимыми бытовыми навыками.
Кроме того, содержание коррекционно-воспитательной работы в специализированном ДОУ, включает в себя блок образовательных задач, в соответствии с которыми работа с детьми реализуется в следующих направлениях:
- Усвоение общественного опыта.
- Развитие познавательной деятельности.
- Формирование и развитие всех видов детской деятельности, в соответствии с возрастом воспитанников.
- Подготовка к школьному обучению.
Все указные направления содержатся в коррекционно-образовательной программе и реализуются в рамках следующих разделов:
- Раздел «Здоровье» - включает в себя условия, необходимые для сохранения, укрепления и защиты здоровья воспитанников.
- Раздел «Социальное развитие» - направлено на подготовку ребенка к взаимодействию с социумом.
- Раздел «Физическое воспитание и физическое развитие» - направлено на совершенствование физической формы воспитанников и их физическое развитие.
- Раздел «Познавательное развитие» - направлен на всестороннее и своевременное развитие воспитанников.
- Раздел «Формирование деятельности» - включает в себя блоки по развитию у детей различных видов детской деятельности.
- Раздел «Эстетическое развитие» - включает в себя следующие виды эстетического воспитания: музыкальное воспитание и ритмика; изобразительное искусство; ознакомление с художественной литературой; театрализованная деятельность.