Понятие "основные категории социальной педагогики"
Основные категории социальной педагогики – фундаментальные и общие понятия, отображающие ее основные составляющие, к которым относятся:
- социально-педагогическая деятельность;
- социально-педагогический процесс;
- социальное воспитание;
- социальное развитие;
- социализация;
- социальная адаптация и дезадаптация;
- социальная реабилитация;
- перевоспитание;
- социально-педагогическая коррекция;
- исправление и т.д.
Социально-педагогическая деятельность
Социально-педагогическая деятельность - разновидность профессиональной деятельности, которая ориентирована на оказание помощи подрастающему поколению в процессе социализации и освоения социокультурного опыта, а также на формирование условий для его самореализации в социуме.
Данная деятельность осуществляется социальными педагогами в образовательных учреждениях, а также в объединениях, организациях, учреждениях творчества и досуга, конфессиях, в которых могут находится дети. Социально-педагогическая деятельность – адресная и направлена на конкретного ребенка, разрешение его индивидуальных проблем, которые могут возникнуть в процессе интеграции в общество, социализации, путем изучения личности ребенка, среды, его окружающей.
Основные направления социально-педагогической деятельности:
- профилактика дезадаптации (педагогической, социальной, психологической);
- повышение степени социальной адаптации подрастающего поколения путем личностного развития детей;
- социальная реабилитация детей с разного рода отклонениями от нормы.
Так как любая проблема имеет внешнюю и внутреннюю, личностную стороны, социально-педагогическая деятельность включает: непосредственную работу и общение с ребенком; посредническую деятельность между ребенком и средой, благоприятствующую их социально-культурному развитию.
Социально-педагогическая деятельность очень многообразна по содержанию. На данный момент она находится только в стадии становления и еще не охватывает все возможные области ее использования.
Социально-педагогическая деятельность по социальной реабилитации детей с разного рода отклонениями должна быть содержательно ориентирована, требующая использования специфических методик, подходов и технологий со следующими категориями детей: имеющих отклонения в умственном развитии; с педагогическими отклонениями; оставшимися без родительской опеки; девиантного поведения.
Социальное обучение
В процессе социализации происходит интенсивное усвоение огромного количества знаний о общественных отношениях, обществе, социальных ролях и статусах, правилах и нормах социального поведения и т.д. Осваиваются умения и навыки, способствующие интеграции ребенка в общество. Большое количество знаний ребенок усваивает до пяти лет. В дальнейшей жизни эти знания только дополняются и корректируются.
С рождения ребенок осваивает социально-психологическое пространство. Это достаточно сложный и долгий процесс. Особую роль в социальном становлении играет речь. Развитие речи связано с достаточно продолжительным временем. С языком ребенок усваивает понимание окружающего мира и человека в нем. Осваивая язык, ребенок осваивает социальные традиции, социальный опыт и народную культуру. Если ребенок не имеет возможности освоить эти знания, у него могут развиваются сложности в восприятии окружающей действительности, процессов интеграции в общество.
Основное социальное развитие ребенка происходит во время игровой деятельности: они знакомятся с разными социальными позициями, проникают в сущность взаимоотношений между людьми, вживаются в них. В процессе игры происходит творческое усвоение социальных ролей, социального опыта, вживание в различные социальные позиции, ознакомление со всем многообразием социальных отношений.
У ребенка, имеющего разного рода психические или физические недостатки, естественный путь освоения социально-психологического пространства затруднен. Для детей, воспитывающихся в интернатах и детских домах, затруднено естественное освоение некоторых социальных ролей: родителей, брата, сестры, других родственников.
В таких случаях необходимо использовать специальные технологии и методики, способствующие освоению детьми социального опыта, позволяющие формировать у них определенные знания и умения, способствовать безболезненной интеграции в общество. В процессе психического и физического созревания, освоения социальных ролей, норм, позиций, вхождения в социум, ребенок приобретает социальные установки и ценностные ориентации. Развитие любого ребенка представляет собой сложный процесс социального развития и овладения ребенком опытом социальных действий.
Социальное воспитание
Социальными болезнями общества являются безнадзорность, беспризорность, сиротство, правонарушения среди детей. Это острейшие педагогические проблемы, которые требуют разрешения. В начале прошлого века в России активно развивалась педология, исследующая вопросы получения систематизированных, необходимых для воспитания ребенка, знаний. В системе народного образования наиболее важным и ответственным участком была область социального воспитания. Термин «социальное воспитание» в года Советской власти приобретает классовый характер, идеологическое содержание, подразумевает разные виды педагогического воздействия в целях создания физически здорового, с необходимыми знаниями, навыками и умениями борца за построение нового социалистического общества. Социальное воспитание часто отождествлялось с коммунистическим воспитанием.
В 90-е годы XX века понятие «социальное воспитание» получило переосмысление. Сущность воспитания стала восприниматься как социальный феномен. Содержание социального воспитания оказалось в центре социальной педагогики.
В своих исследованиях А. В. Мудрик, В. Г. Бочарова, Г. Н. Филонов, В. Д. Семенов определяли социальное воспитание в качестве особой категории социальной педагогики: высококачественное воспитание и обучение детей; воспитание подрастающего поколения в социуме; воспитание всех социальных категорий и возрастных групп детей. Социальное воспитание рассматривается как отдельный социальный институт.