Понятие образовательной среды
Развивающая предметная среда – это совокупность природных и социальных культурных предметных средств ближайшего и перспективного развития детей в физическом и духовном плане.
Образовательная среда является формой единства людей, которое складывается в процессе их совместной деятельности в образовании. Основа такой деятельности – согласованные потребности субъектов, принимающих в ней участие, цели и средства их достижения формируются самими субъектами через осваиваемые механизмы культуры.
Образовательная среда на уровне школы представлена совокупностью условий, которые организуются школьной администрацией, целостным педагогическим коллективом с обязательным участием самих учеников и их родителей, чтобы создать оптимальные условия для всестороннего развития личности учеников и педагогов. Школа, в которой созданы такие условия, становятся территорией грамотной, комплексной и неустанной заботы о здоровье учеников и педагогов.
Принципиально важно положение о том, что образовательная среда является профессионально-деятельностной, управляемой и зависимой от насыщенности ее образовательными ресурсами.
Качество образовательной среды определяют способности этой среды обеспечивать каждому субъекту образовательного процесса систему возможностей, которые связаны с удовлетворением его потребностей и превращением этих потребностей в жизненные ценности, что делает актуальным его личностное развитие.
Образовательная среда воздействует не только на тех, кто непосредственно в нее погружается, но также и на всех остальных членов социума.
Образовательная среда способна оказывать и положительное и отрицательное воздействие с позиций личности и общества. Деструктивный характер среды может быть вызван непрофессионализмом учителя, особенностями личности субъектов среды, целями и ценностями, на основании которых шло формирование среды.
Проектирование образовательной среды
При проектировании образовательной среды, которая обеспечивает качественный образовательный процесс, должны быть соблюдены следующие этапы:
- диагностика реальности – предполагает необходимость провести исследование разной степени научности. Данным этапом обеспечивается возможность диагностики реальной ситуации образовательной среды, ее количественная и качественная оценка, выделяются слабые места в развитии вопроса организации образовательной среды и экспериментально подтверждается социальная необходимость создания проекта образовательной среды. Разносторонний анализ ситуации базируется на результатах ее исследования или обсуждения разной степени научной глубины, начиная уровнем здравого смысла и заканчивая применением строгих математических методов и методик;
- формирование ценностей и смыслов проектирования образовательной среды, то есть разработка концепции образовательной среды. Концепция – это своеобразная информационная система, которая содержит информацию о цели, принципах и методах, условиях проектирования образовательной среды. В процессе концептуализации разрабатывается стратегия и принципы проектирования, а также выявляется структура проектируемого объекта и определяются характеристики образовательной среды и отдельных элементов, из которых она состоит;
- создание образа результата проектирования, то есть новой образовательной среды. Образ можно представлять как программу, модель, схему образовательной среды;
- поэтапное планирование совместных действий, направленных на достижение проектной цели во времени, предполагает, что нужно составить программу действий, направленную на создание образовательной среды. На этом этапе может использоваться один из типов планирования: стратегическое, структурно-содержательное и содержательно-организационное.
Структурно-содержательное планирование – это краткий план содержания проекта, в котором отражен его объем, тематические блоки и порядок изложения, то есть его структура.
Стратегическое планирование позволяет формулировать долгосрочные приоритеты, которые связаны с проектированием, и помогает целенаправленно изменять действительность. Обычно ведущие цели стратегического плана определяются не только разработкой общего контура развития объекта на определенный период времени, но и благодаря осмыслению и пересмотру главных направлений деятельности.
Содержательно-организационным планированием обеспечивается комплексный подход к процессу управления ходом проекта. Цель организационного плана – обозначить способ решения определенной задачи за максимально короткий промежуток времени. На данном этапе необходимо продемонстрировать, что возможно найти множество решений, а значит, целесообразно сопоставлять проектные предложения.
Непосредственное построение образовательной среды предполагает, что каждый шаг проектирования не может быть произвольным. Их определяет логика создания или преобразования предмета проектирования и всегда соотносится с конкретной задачей или локальным заданием, за которое один из участников отвечает лично, в соответствии с ранее намеченной программой. Любой участник проекта в любой момент проектирования должен иметь четкое представление о том, зачем, что и в какие сроки он должен сделать, какие результаты он может получить, какую роль должны сыграть эти результаты в общей концепции проекта. Особенностью деятельности в проекте выступает то, что если будет выполнено каждое задание и далее участники обменяются полученными результатами, это поможет далее продвигать проект.
Комплексная экспертиза и рефлексия результатов реализации проекта выступает в качестве завершающей стадии проектирования. Благодаря итоговой экспертизе и оценке проекта, можно определить степень соответствия полученного продукта первоначальному замыслу, при необходимости могут быть внесены коррективы, принято решение относительно локального применения проектных материалов или их тиражирования, чтобы активно внедрить в практику. Оценку проекта проводят несколькими способами:
- привлекают независимых экспертов;
- проводят самооценку результатов проекта в соответствии с избранными критериями;
- в процессе рефлексии относительно вопроса успешности и целостности проектирования в качестве совместной деятельности, в том числе целей, содержания, форм и способов осуществления;
- рефлексия по вопросу проектирования как процесса, который строиться в соответствии с определенными правилами.
Этап рефлексии состоит из оценки не только продуктного, но и человеческого результата проекта.