Сущность и значение межнационального общения
Межнациональное общение – это построение конкретных взаимосвязей и взаимоотношений между отдельными людьми и группами, относящимися к различным национальностям и национальным объединениям, придерживающихся разных религиозных верований и идеологий, при которых осуществляется обмен жизненным опытом, культурными ценностями, идеями, чувствами, эмоциями и взглядами.
Такая система межнациональных коммуникаций строится на основе определенной культуры межнационального общения, представляющей собой многофакторную систему нравственных норм и ценностей, вариантов реализации и видов деятельности, реализуемых разнородными этическими группами и национальными общностями для упрощения их взаимопонимания и взаимодействия, а также полстроения оптимальных взаимоотношений между людьми разных национальностей, культурной и религиозной идеологии.
По сути, межнациональное общение основывается на своде конкретных норм общения и поведения, применяемых при межнациональном общении. Культура межнационального общения помогает каждой личности адекватно воспринимать себя, свою принадлежность к определенной нации, уважать ее обычаи и традиции и одновременно учит терпимости и принятия существования других наций, построения нормальных взаимоотношений с их представителями. Это положительно сказывается на интеграции наций и народностей государства, создает условия для построения дружеских взаимоотношений, как внутри одного государства, так и на мировом уровне.
Межнациональные коммуникации строятся на основе определенного вида форм взаимоотношений между представителями разных национальностей. Они могут носить дружественный, нейтральный и конфликтный характер. При этом, система межнационального общения основывается на достижении гармонии межнационального общения и сотрудничества.
Построение качественных межнациональных коммуникаций можно охарактеризовать следующими показателями:
- Способность к принятию и признанию приоритетного значения общечеловеческих ценностей над иными и осознание важности достижения гармонии в межнациональном общении, межнациональных интересах.
- Принятие каждой личностью себя, как представителя человеческого рода, способного к уважению всех остальных его представителей, независимо от их классовой и национальной принадлежности.
- Дружеские чувства между всеми народами государства.
- Умение проявить заботу по отношению, не только к своей нации, ее местонахождению, но и ко всему мировому пространству и планете в целом.
- Осознанное стремление быть полезным и значимым для своей нации, иных народностей государства и человеческого рода в целом.
- Оказание содействия развитию и укреплению взаимоотношений между различными национальными группами и народами.
- Непрерывное культурное развитие, знание культурных ценностей своей нации и знакомство с культурой других народов.
- Отрицательное отношение к расовым и национальным розням, проявлению шовинизма.
Цели и задачи формирования культуры межнационального общения
Культура межнационального общения базируется на необходимости достижения терпимого отношения каждой личности к представителям других наций и народностей.
Такое отношение называется толерантным. Оно характеризует конструктивные связи и взаимоотношения между людьми в различных областях жизни и деятельности. толерантность является важным условием современного гражданского общества.
Кроме того, существует такое понятие, как межэтническая толерантность. Оно является более глубоким и обширным.
Межэтническая толерантность – это осознанное принятие общечеловеческих норм и моральных принципов, уважительное отношение к правам и свободам всех наций, их культуре и традициям, осознание значимости построения межкультурных взаимосвязей и взаимоотношений.
Формирование культуры межнационального взаимодействия направлено на разрешение следующих задач:
- Воспитание у личности уважительного отношения ко всем нациям и народностям;
- Привитие уважительного отношения к культурному наследию своего народа и других наций и народностей, а также национальному достоинству собственной культуры и культуры других наций;
- Развитие и укрепление основ гражданственности и патриотических чувств;
- Привитие необходимости бережного и уважительного отношения к национальным чувствам и идеологии каждой личности, независимо от ее национальности;
- Воспитание таких качеств, как толерантность, терпимость, достоинство и честь.
Достижение целевого назначения формирования культуры межнационального общения, а также решение ее основных задач реализуется посредством культурного развития и межнационального общения с раннего возраста. Родную культуру, ее ценности, историческое развитие, традиции, обычаи и нравственные нормы дети постепенно изучают еще в начальной школе. На основе этих знаний происходит развитие чувств гордости и чести, принятия себя и своей принадлежности к тому или иному народу, уважительное отношение к другим народам и их культуре. Постепенно, у учащихся развивается потребность в ознакомлении со своей культурой, ее спецификой, а также культурами других народов, их сравнением со своей культурой.
Формирования культуры межнационального общения происходит на основе построения совместной социально важной деятельности, которая помогает превратить теоретические знания о нравственных принципах и ценностях в реальные нормы поведения, реализуемые на практике.
Составные элементы культуры межнационального общения
В составе культуры межнационального общения можно выделить три основных элемента, которые могут существовать только при тесном взаимодействии:
- Познавательный элемент – базируется на знаниях личности о своей культуре и культурах иных наций и народностей, мировых культурных ценностях, общечеловеческих норм поведения и культурного взаимодействия, важности принятие равноценности всех этнических культур.
- Чувственный компонент – базируется на эмоциональном восприятии личности себя, своего народа и наличия других наций и народностей, отношения к другим культурам, обычаям, традициям, идеалам и взглядам.
- Деятельностный компонент – базируется на реальных поведенческих реакциях личности, ее поведения при взаимодействии с другими людьми, нациями, этическими группами, способности адекватно контактировать с ними, строить дружественные взаимосвязи.