Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Основа построения индивидуального образовательного подхода

Проектирование индивидуального образовательного маршрута

Определение 1

Проектирование индивидуального образовательного маршрута – это построение индивидуальной программы обучения, исходя из личностных характеристик учащегося: его потребностей и интересов, склонностей, выбора содержания обучения и его направленности.

Индивидуальный образовательный маршрут создается для оказания учащимся помощи в самоопределении и профессиональной ориентации.

Построение такого маршрута начинается с проектирования т.е. заложения основ его осуществления и выбора методов и средств реализации.

Посредством проектирования индивидуального образовательного маршрута удается выявить потенциал отдельной личности и создать необходимые условия для ее полноценного, всестороннего развития. Таким образом, маршрут позволяет сформировать каждому учащемуся свой путь к совершенству и свое направление реализации своего внутреннего потенциала.

В ходе обучения, построенного по индивидуальному маршруту, осуществляется формирование ценностных ориентаций учащегося, формируются технологии его деятельности, вырабатывается системы взглядов и ориентиров, осуществляется выбор содержания образовательной деятельности. Это способствует профессиональной подготовке учащегося и созданию базы его профессионального развития в той или иной сфере деятельности.

Проектирования индивидуального образовательного маршрута реализуется на основании соблюдения следующих условий:

  1. Предоставление учащимся выбора сложности образовательной программы. Разрабатывается несколько уровней сложности обучения и один из них выбирается учащимся. Данный уровень должен отвечать его потребностям и особенностям развития, возможностям и способностям.
  2. Построение комфортной обстановки обучения. Процесс обучения должен соответствовать психологическим особенностям развития личности и ориентироваться на поддержание здоровой психологической атмосферы.
  3. Итоги обучения должны быть открытыми и доступными. Учащийся должен знать свои успехи и неудачи, а также возможные ориентиры деятельности.
  4. Сочетание различных форм и методов обучения. Они должны сочетаться, исходя из целей обучения, и иметь рациональную структуру и последовательность.
  5. Оказание педагогического сопровождения. Педагог должен обеспечивать индивидуальный и дифференцированный педагогический подход к деятельности отдельного субъекта образовательного процесса.
  6. Создание условий для становления учащегося активным субъектом образовательного процесса.
  7. Ориентация на развитие навыков самостоятельного познания и самопознания.
  8. Продвижение учащихся в образовательной сфере в соответствии с их возможностями, т.е. раскрытие потенциала учащихся.
«Основа построения индивидуального образовательного подхода» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Построение индивидуального образовательного маршрута делает процесс обучения развивающим. Проектируя индивидуальную программу обучения, создаются условия для развития сильного учащегося и коррекции обучения более слабого учащегося, который не дотягивает до его уровня. Таким образом, обучение приобретает более прочный характер и ориентируется на повышение его качественного состояния.

Замечание 1

В основе построения индивидуального образовательного маршрута лежит создание индивидуальной программы обучения.

Организационные условия проектирования и осуществления индивидуальной образовательной программы

Индивидуальный образовательный маршрут – это документальное выражение индивидуального образовательного маршрута, которое состоит из совокупности направлений учебной деятельности, ориентированных на удовлетворение образовательных потребностей отдельного учащегося.

Такие программы создаются на основании требований законодательства РФ и федеральных стандартов, выдвигающих следующие условия формирования индивидуальной образовательной программы учебным заведением:

  1. Наличие материально-технической базы построения индивидуальной образовательной программы;
  2. Увеличение учебных часов, которые связаны с изучением отдельных дисциплин, относящихся к направлениям обязательного изучения;
  3. Введение учебных курсов и дисциплин, ориентированных на реализацию образовательных потребностей и интересов отдельного учащегося;
  4. Вариативность содержания и уровня сложности образовательных программ;
  5. Опора на психологические особенности развития учащихся;
  6. Учет познавательных возможностей и реализация обучения в «зоне ближайшего развития» учащегося.

Разработка в учебном заведении индивидуальных образовательных программ начинается с исследования актуальности их внедрения в образовательный процесс. Проводится диагностика уровня развития отдельных учащихся и выявляется их внутренний потенциал, потребности и мотивы образовательной деятельности. Кроме того, учебным учреждением должен быть утвержден порядок реализации индивидуальной образовательной программы и определены требования к педагогам, которые будут ее реализовывать.

Составление индивидуальной образовательной программы требует взаимодействия педагогов и родителей учащихся. Родители должны быть ознакомлены с индивидуальной программой своего ребенка и согласится на его обучение по ней.

Содержание индивидуальной образовательной программы

Содержание индивидуальной образовательной программы включает в себя три блока образовательной деятельности:

  • Образовательный компонент. Он отражает содержание обучения в определенный временной период (как правило, один учебный год). Данный компонент закладывается в основу календарно-тематического планирования и включает в себя параметры оценивания результатов образовательной деятельности учащихся.
  • Воспитательный компонент. Он отражает содержание воспитательной работы с учащимися и условия формирования комфортного психологического микроклимата в образовательном учреждении. Важно, учитывать психологические параметры развития учащегося и его индивидуальные особенности, чтобы применять оптимальные методы воспитательного воздействия и выбрать пути качественного развития личности.
  • Коррекционный компонент. Данный компонент отражает направления коррекционной работы с учащимися (при их необходимости). Этот блок может присутствовать в образовательной программе, а может и отсутствовать. Он включает работу дефектологов, психологов, логопедов, социальных педагогов в урочной и внеурочной деятельности учащихся.
Дата последнего обновления статьи: 24.02.2024
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot