Проектирование индивидуального образовательного маршрута
Проектирование индивидуального образовательного маршрута – это построение индивидуальной программы обучения, исходя из личностных характеристик учащегося: его потребностей и интересов, склонностей, выбора содержания обучения и его направленности.
Индивидуальный образовательный маршрут создается для оказания учащимся помощи в самоопределении и профессиональной ориентации.
Построение такого маршрута начинается с проектирования т.е. заложения основ его осуществления и выбора методов и средств реализации.
Посредством проектирования индивидуального образовательного маршрута удается выявить потенциал отдельной личности и создать необходимые условия для ее полноценного, всестороннего развития. Таким образом, маршрут позволяет сформировать каждому учащемуся свой путь к совершенству и свое направление реализации своего внутреннего потенциала.
В ходе обучения, построенного по индивидуальному маршруту, осуществляется формирование ценностных ориентаций учащегося, формируются технологии его деятельности, вырабатывается системы взглядов и ориентиров, осуществляется выбор содержания образовательной деятельности. Это способствует профессиональной подготовке учащегося и созданию базы его профессионального развития в той или иной сфере деятельности.
Проектирования индивидуального образовательного маршрута реализуется на основании соблюдения следующих условий:
- Предоставление учащимся выбора сложности образовательной программы. Разрабатывается несколько уровней сложности обучения и один из них выбирается учащимся. Данный уровень должен отвечать его потребностям и особенностям развития, возможностям и способностям.
- Построение комфортной обстановки обучения. Процесс обучения должен соответствовать психологическим особенностям развития личности и ориентироваться на поддержание здоровой психологической атмосферы.
- Итоги обучения должны быть открытыми и доступными. Учащийся должен знать свои успехи и неудачи, а также возможные ориентиры деятельности.
- Сочетание различных форм и методов обучения. Они должны сочетаться, исходя из целей обучения, и иметь рациональную структуру и последовательность.
- Оказание педагогического сопровождения. Педагог должен обеспечивать индивидуальный и дифференцированный педагогический подход к деятельности отдельного субъекта образовательного процесса.
- Создание условий для становления учащегося активным субъектом образовательного процесса.
- Ориентация на развитие навыков самостоятельного познания и самопознания.
- Продвижение учащихся в образовательной сфере в соответствии с их возможностями, т.е. раскрытие потенциала учащихся.
Построение индивидуального образовательного маршрута делает процесс обучения развивающим. Проектируя индивидуальную программу обучения, создаются условия для развития сильного учащегося и коррекции обучения более слабого учащегося, который не дотягивает до его уровня. Таким образом, обучение приобретает более прочный характер и ориентируется на повышение его качественного состояния.
В основе построения индивидуального образовательного маршрута лежит создание индивидуальной программы обучения.
Организационные условия проектирования и осуществления индивидуальной образовательной программы
Индивидуальный образовательный маршрут – это документальное выражение индивидуального образовательного маршрута, которое состоит из совокупности направлений учебной деятельности, ориентированных на удовлетворение образовательных потребностей отдельного учащегося.
Такие программы создаются на основании требований законодательства РФ и федеральных стандартов, выдвигающих следующие условия формирования индивидуальной образовательной программы учебным заведением:
- Наличие материально-технической базы построения индивидуальной образовательной программы;
- Увеличение учебных часов, которые связаны с изучением отдельных дисциплин, относящихся к направлениям обязательного изучения;
- Введение учебных курсов и дисциплин, ориентированных на реализацию образовательных потребностей и интересов отдельного учащегося;
- Вариативность содержания и уровня сложности образовательных программ;
- Опора на психологические особенности развития учащихся;
- Учет познавательных возможностей и реализация обучения в «зоне ближайшего развития» учащегося.
Разработка в учебном заведении индивидуальных образовательных программ начинается с исследования актуальности их внедрения в образовательный процесс. Проводится диагностика уровня развития отдельных учащихся и выявляется их внутренний потенциал, потребности и мотивы образовательной деятельности. Кроме того, учебным учреждением должен быть утвержден порядок реализации индивидуальной образовательной программы и определены требования к педагогам, которые будут ее реализовывать.
Составление индивидуальной образовательной программы требует взаимодействия педагогов и родителей учащихся. Родители должны быть ознакомлены с индивидуальной программой своего ребенка и согласится на его обучение по ней.
Содержание индивидуальной образовательной программы
Содержание индивидуальной образовательной программы включает в себя три блока образовательной деятельности:
- Образовательный компонент. Он отражает содержание обучения в определенный временной период (как правило, один учебный год). Данный компонент закладывается в основу календарно-тематического планирования и включает в себя параметры оценивания результатов образовательной деятельности учащихся.
- Воспитательный компонент. Он отражает содержание воспитательной работы с учащимися и условия формирования комфортного психологического микроклимата в образовательном учреждении. Важно, учитывать психологические параметры развития учащегося и его индивидуальные особенности, чтобы применять оптимальные методы воспитательного воздействия и выбрать пути качественного развития личности.
- Коррекционный компонент. Данный компонент отражает направления коррекционной работы с учащимися (при их необходимости). Этот блок может присутствовать в образовательной программе, а может и отсутствовать. Он включает работу дефектологов, психологов, логопедов, социальных педагогов в урочной и внеурочной деятельности учащихся.