Основные направления здоровьесберегающей деятельности
Здоровый образ жизни – это организация жизнедеятельности человека таким образом, чтобы поддерживать его здоровье в оптимальном состоянии, укреплять его организм и предотвращать развитие различных заболеваний.
Поддержание здорового образа жизни выступает необходимым условием полноценного физического и психического развития ребенка. Здоровый образ жизни помогает снизить вероятность разнообразных заболеваний и увеличивает продолжительность жизни. Это обуславливает опору воспитательного процесса на развитие знаний и навыков здорового образа жизни.
Ребенок усваивает значение режима дня и необходимость его соблюдения. Это реализуется, как в семье, так и в условиях образовательных заведений, которые функционируют по конкретному режиму. Детям прививаются знания о правильном питании и его пользе, нормах гигиены, процедурах закаливания и двигательной активности. Кроме того, детям с ранних лет рассказываю о вреде курения и употребления алкогольных и наркотических средств.
В современном образовательном процессе учебных заведений разного уровня используются здоровьесберегающие технологии. Они способствуют такой организации учебно-воспитательного процесса, при которой ребенок будет усваивать ценностные ориентиры в области здоровья, стремиться следовать элементарным правилам его сохранения и укрепления. Их применение производится по следующим основным направлениям:
- Просвещение учащихся по развитию культуры здорового образа жизни, бережного отношения к своему здоровью.
- Усвоение знаний и навыков в области физической культуры и физических занятий.
- Формирование стремления поддерживать здоровый образ жизни, следовать режиму дня и выполнять регулярные физические упражнения.
- Реализация личностного развития и саморазвития в области освоения основ здорового образа жизни с применением интегрированного подхода и проектных технологий.
- Реализация двигательной активности учащихся на занятиях по физической культуре, с учетом их индивидуальных способностей и потребностей.
Физическое воспитание, как основа освоения концепции здорового образа жизни
Физическое развитие оказывает важное воздействие на функционирование организма.
Прежде всего оно влияет на интеллектуальные функции, требующие больших умственных усилий и энергетических затрат. Если физическое развитие ребенка находится на высоком уровне, то и умственная деятельность не вызывает у него особенных затруднений. Учебный процесс должен быть организован таким образом, чтобы оптимально сочетать усвоение интеллектуальную и физическую деятельность. Образовательные программы современных образовательных заведений обязательно включают занятия по физической культуре и разнообразные спортивные мероприятия. Кроме того, при школах создаются спортивные секции и кружки для тех детей, которые желают полноценно заниматься тем или иным видом спорта.
Физическое развитие помогает устранить умственные перегрузки, активизирует производственную активность и развивает навыки преодоления трудностей. Иными словами, делает организм более выносливым и работоспособным.
Физическое воспитание организуется на основе включения спортивно-массовых мероприятий, уроков физической культуры в школьную программу. Это помогает развитию воли, чувства коллективизма и товарищеских качеств у подрастающего поколения.
Итогом физического воспитания является физическое развитие ребенка. Оно представляет собой качественные преобразования физических навыков и способностей, физического состояния и развития основных физических качеств организма под воздействием специально организованных воспитательных мероприятий.
Физическое воспитание, ориентированное на усвоение концепции здорового образа жизни, является совокупностью важных содержательных компонентов:
- Мотивирование учащихся на выполнение физических упражнений, их регулярный и системный характер, осознание необходимости поддерживать свое здоровье, укреплять свои силы и физические навыки. Выполнение физических упражнений должно выработать в привычку. Физическое воспитание, в данном случае, ориентировано на формирование волевых качеств и работоспособности.
- Формирование у учащихся теоретических знаний о сущности и значении физического воспитания и развития, их воздействии на всестороннее и гармоничное развитие личности. Эти знания необходимы для расширения кругозора, культурного развития ребенка.
- Усвоение санитарно-гигиенических норм и правил. Эти знания и навыки помогают сформировать привычку в уходе за собой, осознать необходимость поддержания своего тела в чистоте, организовать свою трудовую деятельность с соблюдением всех необходимых норм, способствующих сбережению здоровья, а также усвоить важность чередования умственных занятий с физическими упражнениями и ежедневное выполнение двигательной активности.
- Развитие двигательных умений и навыков. У учащихся формируются навыки поведения, складывается основы культуры. Дети учатся правильно ходить, устранять неловкость движений, пространственной координации, держать осанку, быстро реагировать на различные раздражители, быть ловкими и подвижными.
- Развитие у учащихся разнообразных физических способностей. Они осваиваются на занятиях по физической культуре. Дети учатся бегать, прыгать, выполняют физические упражнения для проработки различных групп мышц, соревнуются в ловкости и быстроте движений. Это помогает не только развитию физических навыков, но и формирует заинтересованность в занятии физической культурой и спортом.
Физическое воспитание в учебном заведении направлено на пропаганду концепции здорового образа жизни. Предполагается, что оно будет способствовать гармоничному развитию всех сторон и функций организма, разовьет физические способности и сформирует культуру поведения учащихся, укрепит их здоровье и активизирует творческие процессы, а также поможет в формировании основных нравственных, эстетических свойств личности, моральных ориентиров социального поведения и взаимодействия.