Основная образовательная программа дошкольного образования – это нормативно-управленческий документ дошкольной образовательной организации, характеризующий специфику содержания образования и особенности организации воспитательно-образовательного процесса.
Проведение различных видов организационной образовательной деятельности
Организованная образовательная деятельность (ООД) – это организованная воспитателями работа по обучению и воспитанию детей дошкольного возраста, а также закреплению ими пройденного ранее материала.
ООД основана на индивидуальном подходе к каждому воспитаннику, учету его возрастных и индивидуальных возможностей и потребностей, а также имеющихся у него интересов и задатков. Кроме того, воспитатель обращает внимание на эмоциональную и личностную сферы детей, оценивает их уровень тревожности, агрессивности, наличие фобий, склонности к конфликтам. Всю эту информацию воспитатель получает посредством проведения диагностики воспитанников и обработке полученных результатов. На основании полученных данных строится ООД в группе ДОУ.
ООД включена в годовой план работы группы ДОУ, с учетом времен года, праздников и торжеств, а также с учетом необходимости чередования тематики занятий.
ООД требует от воспитателя проведения предварительной работы по разработке и проведению. Предварительная работа над ООД включает в себя следующие аспекты:
- Точная формулировка цели, постановка задач необходимых для ее достижение, выбор наиболее оптимальных методов, средств, приемов и форм взаимодействия с детьми, организация необходимых условий, подготовка учебных материалов и пособий.
- Правильное распределение текущих воспитательно-образовательных задач и нагрузки на воспитанников.
- Систематическое проведение анализа собственной педагогической деятельности, с целью определения причин неудач и их своевременного устранения посредством корректирования воспитательно-образовательного процесса.
Мероприятия, направленные на укрепление здоровья ребенка, его физическое развитие
В настоящее время к ДОУ предъявляются достаточно высокие требования в плане подготовки детей дошкольного возраста. Выпускник современного детского сада должен быть всесторонне развит (физически, интеллектуально, психически и т.д.).
Особое внимание уделяется укреплению и сохранению здоровья детей дошкольного возраста.
Физическое развитие детей дошкольного возраста в ДОУ осуществляется в рамках следующих мероприятий:
Специально организованные учебные занятия (занятия физической культурой) – это занятия, которые проводятся педагогом по физической культуре, в спортивном зале или на свежем воздухе. Содержание занятий по физической культуре опирается на возраст воспитанников, их физические возможности и потребности.
Гимнастика. Ежедневно воспитателем проводится утренняя гимнастика, а также гимнастика пробуждения. Гимнастика направлена на настрой организма на рабочий лад, поддержание физической формы. Важно не просто проводить гимнастику, а формировать у детей привычку выполнять ее ежедневно после пробуждения.
Закаливание – это укрепление сил организма посредством природных факторов. В ДОУ применяются такие методы закаливания, как полоскание рта чесночной водой, прием воздушных ванн, поливание ног холодной водой и т.д.
Режимные моменты – воспитатель учит детей соблюдать правила личной гигиены, содержать в чистоте свое тело и одежду, кроме того дети овладевают навыками самообслуживания. Соблюдение правил гигиены способствует сохранению своего здоровья, а ежедневное повторение ритуалов, помогает выработать у детей необходимые навыки и привычки. Например, ежедневно после прогулки в младшей группе воспитатель напоминает детям о том, что необходимо мыть руки, к старшей группе это правило уже закрепляется и вырабатывается необходимая привычка.
Праздники здоровья – организуются в помещении и на улице, приурочены к определенным праздничным датам, направлены на выработку детей навыков здорового образа жизни, осознании значимости сохранения своего здоровья и защиты здоровья окружающих людей. Праздники очень результативны, так как их атмосфера непринужденная, наполненная радостью и восторгом очень нравится детям.
Соблюдение режима дня – важный фактор в защите здоровья детей дошкольного возраста. Для каждой возрастной группы разрабатывается отдельный режим, который учитывает физиологические биоритмы детей. Соблюдение режима вырабатывает у детей привычку правильно питаться, соблюдать личную гигиену, гулять и т.д.
Организация различных видов деятельности и общения
В соответствии с ФГОС ДО одной из главных задач воспитания и обучения детей является организация различных видов детской деятельности, способствующей всестороннему развитию воспитанников детского сада. Большое значение в организации детской деятельности имеет развитие речи. Только в том случае, если дети умеют общаться и взаимодействовать друг с другом, организованная педагогом деятельность будет эффективной.
Различают следующие виды детской деятельности, организуемой в ДОУ в соответствии с образовательной программой дошкольного образования:
- Игровая деятельность – может быть как самостоятельно организованная детьми в свободное время, так и воспитателем для достижения определенной деятельности. Необходимо отметить, что игра является ведущим видом деятельности ребенка дошкольного возраста и преобладает над всеми иными видами детской деятельности.
- Трудовая деятельность – организуется воспитателем, с целью приобщения детей к труду, воспитания у них уважительного отношения к своему труду и труду других людей, а также с целью формирования представлений о существующих профессиях и их значимости в жизни общества и каждого отдельного человека.
- Образовательная деятельность – направлена на воспитание и обучение детей дошкольного возраста, формирование у них необходимой базы знаний и представлений об окружающем мире.
- Коммуникативная деятельность — форма активности ребенка, направленная на взаимодействие с другим человеком как субъектом, предполагающая согласование и объединение усилий с целью налаживания отношений для достижения общего результата.
- Познавательно-исследовательская деятельность – направлена на исследование окружающего мира, овладение способами исследования и познания.