Нравственное воспитание — это целенаправленный процесс приобщения ребенка к моральным ценностям человечества и конкретного общества, формирования его моральных качеств, соответствующих черт характера и навыков поведения.
Сущность и задачи нравственного воспитания
Нравственное воспитание — это основа любых поступков человека, которая способна формировать облик его личности. Оно предопределяет систему ценностей, характер, стороны процесса развития ребенка. В дошкольном возрасте дети, как правило, восприимчивы к усвоению нравственных норм и требований. Формирование детской личности представляет собой одну из важнейших задач воспитания.
Основные задачи нравственного воспитания включают:
- Развитие бережного отношения и чувства собственной причастности к культурному наследию;
- Формирование уважительного отношения к собственной нации;
- Формирование чувства собственного достоинства;
- Развитие толерантности к представителям других наци;
- Формирование уважительного отношения к сверстникам, их родителям и другим людям.
У дошкольника появляется способность анализировать собственные поступки. В этот период он также начинает подвергать оценке поступки других детей. Это связано с тем, что происходит появление предпосылок рефлексивного мышления.
Развитие рефлексивного мышления включает формирование умения чувствовать сердцем. Родители и педагоги должны научить детей ставить себя на место других людей, умея радоваться чужому успеху и переживать свои и чужие неудачи.
Для детей дошкольного возраста характерны требования, которые предъявляют к поведению детей взрослые люди. Центральное требование этого возраста включает соблюдение обязательных правил поведения в обществе, моральных норм. Выросшие возможности познания окружающей действительности способны выводить интересы за узкий круг близких людей. Это делает доступными для первоначального освоения формы взаимоотношений, существующие между взрослыми в серьезных видах деятельности (например, учение, труд).
Ребенок начинает включаться в совместную деятельность со сверстниками, обучаясь согласовывать с ними собственные действия и считаясь с интересами и точкой зрения товарищей. В течение всего дошкольного детства меняется и усложняется деятельность ребенка. Этот процесс предполагает рост требований не только к восприятию, мышлению, памяти, но и к прочим психическим процессам, а также к умению организовывать собственное поведение.
Предпосылки личностного развития, которые складываются в период раннего детства, формируют последующую основу для новых путей воздействия на человека со стороны окружающих. Проходя все этапы развития, дети усваивают новые психологические черты и поведенческие формы. С помощью них он начинает становиться маленьким членом человеческого общества.
Нравственной воспитание в семье и школе
Духовно-нравственное воспитание представляет собой часть важнейшего процесса воспитания. Его, помимо семьи, также обязательно должно осуществлять образовательное учреждение. Именно школа — это активный участник нравственного воспитания школьника.
Организация взаимодействия семьи и школы необходима для совершенствования нравственного воспитания детей. Семья способна, наряду со школой, формировать важнейшую систему условий воспитывающей среды, определяющую эффективность всего образовательного процесса.
Вопрос нравственного воспитания личности всегда был актуальным, а в условиях современного мира он приобрел особое значение. Самые первые уроки нравственности ребенок получает в семье. Именно она становится первым важным социальным институтом, который способствует нравственному становлению личности. Всё лучшее закладывают родители в семье, поскольку дети начинают впитывать жизненные впечатления и опыт вместе с любовью матери и её поддержкой, а также с отцовским уважением.
В семьях формируются привычки и жизненные принципы. От того, каким образом выстраиваются отношения в семье, какие ценности и интересы здесь находятся на первом плане, будет зависеть то, каким вырастет ребенок.
Перед общеобразовательной школой стоит задача подготовить ответственного гражданина. Он должен иметь способность самостоятельно оценить происходящее и выстраивать свою деятельность в зависимости от интересов окружающих его людей. Решение данной задачи напрямую относится к развитию устойчивых духовно-нравственных свойств личности школьников.
Взаимодействие семьи и школы с целью совершенствования нравственного воспитания
Школа и семья взаимодействуют в процессе воспитания ребенка. Родители и учителя помогают воспитывать гражданско-патриотические чувства, содействуют духовному возрождению современного поколения с помощью приобщения к православным и народным традициям.
Взаимодействие семьи и школы происходит в следующих сферах:
- Воспитание трудолюбия;
- Развитие творческого отношения к учебе, труду, жизни;
- Воспитание бережного отношения к окружающей среде;
- Приобщение к духовному миру благодаря художественной литературе, изобразительного искусства, музыки.
Руководство школы должно максимально сближать интересы родителей и учителей в процессе формирования развитой личности. Осуществляя работу с родителями, работники школы должны организовать психолого-педагогическое просвещение родителей, вовлекать родителей в организацию внешкольной и внеклассной работы, формировать условия для благоприятного взаимодействия всех участников образовательного процесса, включая учителей, детей и родителей.
В работе с педагогами должно формироваться понимание значимости сотрудничества школы с семьей. Совершенствование воспитательной функции образовательных учреждений не представляется возможным без развития содержания форм и методов взаимодействия сотрудничества детей и взрослых.