Характеристика нарушений при умственной отсталости
Умственно отсталые дети – это дети, у которых в связи с органическими поражениями головного мозга отмечено нарушение нормального развития психических, а особенно высших познавательных функций, включая восприятие, произвольную память, словесно-логическое мышление, речь и пр.
Умственно отсталым детям характерно наличие патологических черт в эмоциональной сфере:
- повышенная возбудимость или напротив, инертность;
- затрудненное формирование интересов и социальной мотивации деятельности.
Нарушения физического развития:
- дисплазия;
- деформированная форма черепа и размер конечностей;
- нарушение общей, мелкой и артикуляционной моторики;
- трудность в формировании двигательных навыков.
Понятие умственной отсталости включает такие диагнозы, как олигофрения и деменция.
Олигофрения – это тип недоразвития психики, возникающий из-за следующих причин: патологическая наследственность, хромосомные аберрации, родовые патологии, органическое поражение ЦНС во внутриутробном периоде или на ранних этапах постнатального развития.
Деменция – это стойкое ослабление познавательной деятельности, которое вызывает снижение критичности, ослабляет память, упрощает эмоции.
В международной классификации выделяют три стадии умственной отсталости:
- дебильность – сравнительно легкая степень умственной отсталости;
- имбецильность – глубокая умственная отсталость;
- идиотия – наиболее тяжелая и глубокая умственная отсталость.
Коррекционно-педагогическая деятельность с детьми с нарушениями интеллекта
Главная цель дошкольного коррекционного воспитания – создать условия для развития эмоционального, социального и интеллектуального потенциала ребенка, формировать его позитивные личностные качества. В специализированных дошкольных учреждениях решают диагностические, воспитательные, коррекционно-развивающие и образовательные задачи.
- Диагностический блок предполагает организацию комплексного медико-психолого-педагогического изучения ребенка в динамике коррекционно-воспитательной деятельности и вместе с этим, чтобы разработать индивидуальную программу развития ребенка.
- Воспитательные задачи призваны решать спектр вопросов, повышать самостоятельность и автономию ребенка и его семьи, а также предполагает развитие нравственных ориентиров деятельности и поведения дошкольников, а также воспитание у него позитивных качеств личности.
- Организация коррекционной работы направлена на развитие компенсаторных механизмов развития психики и деятельности проблемных детей, а также на преодоление и предупреждение вторичных отклонения развития.
- Образовательные задачи предполагают направленность на обучение детей методом усвоение общественного опыта, развитием их познавательной активности, формирование всех типов деятельности детей, свойственных каждому возрастному периоду. Важная задача образовательного блока – подготовить детей к обучению в школе, которое должно учитывать индивидуальные особенности и возможности каждого ребенка. А также преодолевать и предупреждать у ребенка дошкольника вторичных отклонений и развитие их по сферам, поведенческим и личностным ориентирам.
При этом необходимо обучать родителей отдельным психолого-педагогическим приемам, которые повышают эффективность взаимодействия с ребенком, и стимулирует его активность в повседневной жизни, укрепляет его веру в свои возможности. Такую работу осуществляют все специалисты дошкольного учреждения в тесной взаимосвязи, на основании профессионального взаимодополнения.
Блок образовательных задач направляют на обучение детей способам усвоения общественного опыта и развитие их познавательной активности, формирование всех видов деятельности детей, которые характерны каждому возрастному периоду. Важная задача образовательного блока – подготовить детей к учебе в школе, которую необходимо проводить, учитывая особенности личности каждого ребенка.
Все исследователи, занимающиеся проблемой воспитания детей с интеллектуальными нарушениями, указывали на замедление темпов зрительного восприятия у умственно отсталых школьников. Замедление темпа восприятия сочетается у детей с умственной отсталостью со значительным сужением объемов воспринимаемых материалов.
У детей-дошкольников с умственной отсталостью очень низкий уровень развития мышления, который в первую очередь объясняется неразвитым основным инструментом мышления – речи. В связи с этим ребенок плохо понимает мысли разговоров членов своей семьи и содержание сказок.
Мышление у детей с умственной отсталостью формируется под воздействием неполноценного чувственного познания, речевого недоразвития и органической практической деятельности. Иными словами, умственно отсталые дети оказываются неподготовленными к поступлению в школу. Такие дети отличаются от здоровых детей более конкретным мышлением и слабыми обобщениями.
Характерная особенность памяти детей с умственной отсталостью – это замедленное усвоение новой информации, непрочное сохранение и неточности воспроизведения, а также неумение целенаправленно что-то заучивать и воспроизводить.
Стоит отметить, что дети с умственной отсталостью имеют менее развитое произвольное мышление. Они практически не могут концентрировать внимание продолжительное время, выполняя вместе с этим разные типы деятельности. В результате был сформулирован вывод о том, что нарушение познавательных процессов, выявляемых у школьников, имеющих нарушения интеллекта, что усугубляет трудности обучения, увеличивая неравномерное продвижение детей. Успешность обучения зависит от нарушения или сохранности фонетико-фонематического восприятия, зрительно-пространственной ориентировки, двигательной сферы и работоспособности.