Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Организация самостоятельной математической деятельности детей дошкольного возраста

Определение 1

Самостоятельная математическая деятельность – это работа по практической реализации усвоенных математических знаний и представлений в ходе образовательного процесса.

Знания, усвоенные на математических занятиях, понятия и категории переносятся в деятельность ребенка.

Математическое развитие дошкольников –необходимое и обусловленное направление их общего развития, реализуемое на дошкольном этапе обучения.

Познание азов математики и формирование элементарных математических представлений необходимо для подготовки ребенка к обучению в школе, развитию основ самостоятельности и заложения фундамента формирования логического мышления.

Все это обуславливает активное развитие самостоятельной математической деятельности дошкольников, которая углубляет математические знания, делает математические представления более прочными и формирует стремление дошкольников к познанию математической науки.

Особенности организации самостоятельной математической деятельности дошкольников

Самостоятельная математическая деятельность дошкольников может иметь разное содержание и разную направленность. При этом, она характеризуется возникновением по инициативе самого ребенка и выполнением без участия взрослого.

Особенностями реализации дошкольниками самостоятельной математической деятельности являются следующие:

  • Косвенное участие взрослого: педагога или родителя.
  • Игровая форма реализации математической деятельности.
  • Свобода выбора ребенком темы занятия, особенностей его реализации, периода проведения и т.д.
  • Творческий подход к реализации деятельности. Дошкольники находят пути выполнения конкретных математических операций, активизируя свое креативное мышление.
  • Доступность выполнения используемых в игровом математическом процессе действий.
  • Формирование навыков организации, планирования и реализации разнородных видов деятельности.
  • Ребенок занимает субъектную позицию в данной деятельности, т.е. он сам ставит ее цель, определяет содержание и методы его реализации, а также подводит итоги реализации деятельности.
«Организация самостоятельной математической деятельности детей дошкольного возраста» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Направления реализации самостоятельной математической деятельности дошкольников

Самостоятельная математическая деятельность дошкольников реализуется педагогами ДОУ по следующим направлениям:

  1. Создание в ДОУ математической зоны. Она включается в предметно-развивающую среду и позволяет детям реализовывать свои математические способности, фантазию в самостоятельной деятельности. Составными компонентами такой зоны являются математические, логические игры, материалы для совершения разнообразных математических действий: палочки, счеты, кубики, цифры, фигуры разных форм, пазлы, логические блоки Дьенеша и т.д.

    Создание предметно-развивающей среды. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

    Рисунок 1. Создание предметно-развивающей среды. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

  2. Организация взаимодействия с родителями воспитанников. Оно ориентировано на создание единой направленности математического развития детей, включения родителей в работу по активизации математической заинтересованности детей, реализации разных видов математической деятельности в домашних условиях. Для этого организуются беседы с родителями, проводятся консультативные занятия с ними, организуются мероприятия математической направленности с привлечением родителей, дидактические игры и упражнения для родителей.

  3. Проведение разнородных форм работы с дошкольниками для развития их творческих способностей и навыков самостоятельности.

Все эти направления позволяют сформировать у дошкольников математические представления, которые станут основой их самостоятельной деятельности, выработают потребность в познании математической науки и обеспечат подготовку детей к началу школьного обучения. При этом, именно самостоятельная математическая деятельность напрямую зависит от форм и методов математического обучения детей, формирования у них элементарных математических представлений.

Методы организации работы с математическим материалом

Работа с математическим материалом, лежащая в основе развития самостоятельной математической деятельности дошкольников, организуется следующими методами:

  1. Проведение математических игр. Такие игры организуются с участием воспитателя и дошкольников. Педагог может принимать активное участие в игре, демонстрируя детям возможности использования различного математического материала, а может организовать взаимодействие детей, разделив их на мини-группы или, организуя парную работу.
  2. Проведение математических развлечений. Это могут быть конкурсы, соревнования на счет и вычисления, творческие математические задания, просмотр фильмов математической тематики и т.д.
  3. Проведение математических занятий. Такие занятия носят образовательную направленность. Они ориентированы на ознакомление ребенка с математическими понятиями, числами, геометрическими фигурами, правилами счета и совершением вычислительных операций. Занятия организуются в течение небольших временных промежутков, чтобы избежать перегрузки детей и устранить демотивацию к математическому познанию.
  4. Чтение математических сказок. Они привлекают внимание дошкольников к конкретным аспектам математики, понятиям и правилам.
  5. Включение в образовательный процесс и режимные моменты, прогулку математических заданий. Это могут быть загадки, головоломки, ребусы, занимательные вопросы, шуточные задачи. Они способствуют привлечению детей к математике и упрочнению их математических представлений.

Занимательный математический материал. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Рисунок 2. Занимательный математический материал. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Следует отметить, что любые методы требуют предварительной мотивации детей, т.е. математической игрой необходимо заинтересовать, математический уголок требует художественного оформления, а используемый материал, должен быть занимательным и привлекательным для детей конкретной возрастной группы.

Педагог руководит, как бы со стороны, самостоятельной математической деятельность дошкольников. Это особенно актуально на начальных этапах ее развития. Математические игры постепенно усложняются, а инициативы детей в реализации математической деятельности возрастает.

Следует отметить, что интересы, потребности и способности дошкольников отличаются. Потому, самостоятельная математическая деятельность выстраивается каждым ребенком согласно его индивидуальности. При этом, она развивается и направляется воспитателем и родителями.

Дата последнего обновления статьи: 14.10.2024
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot