Самостоятельная математическая деятельность – это работа по практической реализации усвоенных математических знаний и представлений в ходе образовательного процесса.
Знания, усвоенные на математических занятиях, понятия и категории переносятся в деятельность ребенка.
Математическое развитие дошкольников –необходимое и обусловленное направление их общего развития, реализуемое на дошкольном этапе обучения.
Познание азов математики и формирование элементарных математических представлений необходимо для подготовки ребенка к обучению в школе, развитию основ самостоятельности и заложения фундамента формирования логического мышления.
Все это обуславливает активное развитие самостоятельной математической деятельности дошкольников, которая углубляет математические знания, делает математические представления более прочными и формирует стремление дошкольников к познанию математической науки.
Особенности организации самостоятельной математической деятельности дошкольников
Самостоятельная математическая деятельность дошкольников может иметь разное содержание и разную направленность. При этом, она характеризуется возникновением по инициативе самого ребенка и выполнением без участия взрослого.
Особенностями реализации дошкольниками самостоятельной математической деятельности являются следующие:
- Косвенное участие взрослого: педагога или родителя.
- Игровая форма реализации математической деятельности.
- Свобода выбора ребенком темы занятия, особенностей его реализации, периода проведения и т.д.
- Творческий подход к реализации деятельности. Дошкольники находят пути выполнения конкретных математических операций, активизируя свое креативное мышление.
- Доступность выполнения используемых в игровом математическом процессе действий.
- Формирование навыков организации, планирования и реализации разнородных видов деятельности.
- Ребенок занимает субъектную позицию в данной деятельности, т.е. он сам ставит ее цель, определяет содержание и методы его реализации, а также подводит итоги реализации деятельности.
Направления реализации самостоятельной математической деятельности дошкольников
Самостоятельная математическая деятельность дошкольников реализуется педагогами ДОУ по следующим направлениям:
Создание в ДОУ математической зоны. Она включается в предметно-развивающую среду и позволяет детям реализовывать свои математические способности, фантазию в самостоятельной деятельности. Составными компонентами такой зоны являются математические, логические игры, материалы для совершения разнообразных математических действий: палочки, счеты, кубики, цифры, фигуры разных форм, пазлы, логические блоки Дьенеша и т.д.
Рисунок 1. Создание предметно-развивающей среды. Автор24 — интернет-биржа студенческих работОрганизация взаимодействия с родителями воспитанников. Оно ориентировано на создание единой направленности математического развития детей, включения родителей в работу по активизации математической заинтересованности детей, реализации разных видов математической деятельности в домашних условиях. Для этого организуются беседы с родителями, проводятся консультативные занятия с ними, организуются мероприятия математической направленности с привлечением родителей, дидактические игры и упражнения для родителей.
- Проведение разнородных форм работы с дошкольниками для развития их творческих способностей и навыков самостоятельности.
Все эти направления позволяют сформировать у дошкольников математические представления, которые станут основой их самостоятельной деятельности, выработают потребность в познании математической науки и обеспечат подготовку детей к началу школьного обучения. При этом, именно самостоятельная математическая деятельность напрямую зависит от форм и методов математического обучения детей, формирования у них элементарных математических представлений.
Методы организации работы с математическим материалом
Работа с математическим материалом, лежащая в основе развития самостоятельной математической деятельности дошкольников, организуется следующими методами:
- Проведение математических игр. Такие игры организуются с участием воспитателя и дошкольников. Педагог может принимать активное участие в игре, демонстрируя детям возможности использования различного математического материала, а может организовать взаимодействие детей, разделив их на мини-группы или, организуя парную работу.
- Проведение математических развлечений. Это могут быть конкурсы, соревнования на счет и вычисления, творческие математические задания, просмотр фильмов математической тематики и т.д.
- Проведение математических занятий. Такие занятия носят образовательную направленность. Они ориентированы на ознакомление ребенка с математическими понятиями, числами, геометрическими фигурами, правилами счета и совершением вычислительных операций. Занятия организуются в течение небольших временных промежутков, чтобы избежать перегрузки детей и устранить демотивацию к математическому познанию.
- Чтение математических сказок. Они привлекают внимание дошкольников к конкретным аспектам математики, понятиям и правилам.
- Включение в образовательный процесс и режимные моменты, прогулку математических заданий. Это могут быть загадки, головоломки, ребусы, занимательные вопросы, шуточные задачи. Они способствуют привлечению детей к математике и упрочнению их математических представлений.
Рисунок 2. Занимательный математический материал. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Следует отметить, что любые методы требуют предварительной мотивации детей, т.е. математической игрой необходимо заинтересовать, математический уголок требует художественного оформления, а используемый материал, должен быть занимательным и привлекательным для детей конкретной возрастной группы.
Педагог руководит, как бы со стороны, самостоятельной математической деятельность дошкольников. Это особенно актуально на начальных этапах ее развития. Математические игры постепенно усложняются, а инициативы детей в реализации математической деятельности возрастает.
Следует отметить, что интересы, потребности и способности дошкольников отличаются. Потому, самостоятельная математическая деятельность выстраивается каждым ребенком согласно его индивидуальности. При этом, она развивается и направляется воспитателем и родителями.