Речевое развитие - это процесс становления речевых навыков, овладения ребенком всеми сторонами речи и навыками ее практического применения.
Речевое развитие является одним из направлений образовательной программы на дошкольном уровне образования. Оно реализуется разными методами и средствами. Педагоги реализуют работу по данному направлению в опоре на методическое сопровождение.
Методическое сопровождение – это специальная помощь старшего воспитателя дошкольной образовательной организации, ориентированная на решение вопросов деятельности воспитателя ДОУ, повышения качества его работы и достижение целей и задач образования в ходе своей профессиональной деятельности.
Методическое сопровождение реализуется посредством создания в ДОУ специальной методической службы. Как правило, это отдельный кабинет, содержащий различную методическую литературы, пособия, рекомендации работы педагогического состава, разрабатываемые старшим воспитателем и руководителем ДОУ при участии самих педагогов ДОУ.
Методическое сопровождение реализуется по каждому направлению работы педагога ДОУ с воспитанниками.
Требования к реализации методического сопровождения речевого развития воспитанников ДОУ
Речевое развитие ребенка имеет свои особенности. Они связаны, как с развитием психических процессов конкретного ребенка, так и с его социальным окружением. Речевое развитие требует индивидуального подхода к каждому воспитаннику и владения педагогом вариативными методами и технологиями развития речи детей конкретной возрастной группы.
Методическое сопровождение педагогов ДОУ в направлении речевого развития воспитанников координируется управленческим составом. Руководитель определяет ориентиры методической работы.
Методическое сопровождение речевого развития детей реализуется с соблюдением ряда требований. К ним относятся:
- Видение руководителем и страшим воспитателем перспектив методической работы по развитию речи детей;
- Постановка реальных задач речевого развития. Они должны быть выполнимы и решаться комплексно;
- Опережающий характер методической деятельности. Она должна строится в опоре на передовой педагогический опыт и ориентироваться не на текущие профессиональные навыки педагога и уровень его профессиональной деятельности, а на его потенциал и перспективу его дальнейшего развития;
- Оказание своевременной и продуктивной помощи педагогам в вопросах речевого развития детей;
- Привлечение к методической работе воспитателей. Они должны выдвигать предложения по оптимизации процесса речевого развития детей и использования новых подходов, методов и средств образовательной и развивающей работы;
- Непрерывный рост и развитие мастерства воспитателей. Они должны заниматься самообучением и проходить курсы повышения квалификации для освоения передового педагогического опыта деятельности и совершенствование своих возможностей в направлении речевого развития дошкольников;
- Проектирование методических рекомендаций по речевому развитию дошкольников на основании диагностирования уровня развития речи воспитанников и сформированных у них коммуникативных навыков;
- Гибкость методической работы. Она должна подстраиваться под социальный заказ, возможности ДОУ и тенденции научных разработок в системе дошкольного образования.
Формы организации методического сопровождения деятельности воспитателей в направлении речевого развития дошкольников
Методическое сопровождение речевого развития детей в ДОУ реализуется в следующих формах:
- Проведение педагогических советов по данному направлению. Они затрагивают вопросы развития познавательной сферы дошкольников и формирования у них разных сторон речи;
- Проведение семинаров для воспитателей, затрагивающих вопросы развития речи дошкольников. Семинары служат для отработки практических навыков деятельности педагога по развитию разных сторон речи дошкольников;
- Проведение тренингов для педагогов и родителей. Они помогают установить взаимодействие воспитателя с родителями в направлении речевого развития ребенка и направить их работу в оптимальное, продуктивное русло;
- Участие в работе районных методических объединений. Они позволяют обмениваться опытом педагогической деятельности по направлению речевого развития дошкольников;
- Проведение мастер-классов. Это особенно актуально на начальных этапах работы педагога в ДОУ. Мастер-классы демонстрируют основы работы по речевому развитию детей конкретной возрастной группы, возможности применения тех или иных методов и средств;
- Проведение индивидуальных консультаций для воспитателей. Они позволяют решить затруднения в работе конкретного педагога и сформировать его собственное профессиональное направление деятельности по речевому развитию дошкольников;
- Организация наставничества. Оно необходимо для обучения воспитателя приемам работы с дошкольниками и их речью, формирования навыков установления взаимодействия с детьми и их мотивирования к речевому развитию.
Использование данных форм позволяет сформировать единую направленность воспитательной работы в ДОУ, ориентированной на речевое развитие дошкольников, повысить уровень речевой культуры педагога и навыки его речевого взаимодействия с воспитанниками и создать оптимальные условия речевого развития дошкольников, обеспечить их постоянную речевую поддержку.
Ориентация методического сопровождения речевого развития детей в ДОУ
Методическое сопровождение речевого развития дошкольников реализуется в ориентации на:
- Развитие и совершенствование речевых навыков дошкольников;
- Создание в ДОУ комфортной, развивающей среды, стимулирующей речевое развитие детей;
- Повышение активности родителей во взаимодействии с ДОУ по направлению речевого развития ребенка;
- Повышение компетенции педагогов ДОУ в направлении речевого развития воспитанников;
- Рост уровня психолого-педагогической культуры педагогов;
- Использование в работе педагогов инновационных методов и приемов речевого развития воспитанников;
- Полноценную реализацию профессионального потенциала педагогов в направлении речевого развития дошкольников;
- Регулярное повышение квалификации педагогов по направлению речевого развития подрастающего поколения.