Цели и задачи работы в летний оздоровительный период
Лето является благоприятным периодом для укрепления и сохранения психического и физического здоровья детей дошкольного возраста, создания эффективных условий для полноценного и всестороннего развития.
Растущий и развивающийся организм дошкольника очень чувствителен к воздействиям окружающей среды. В том случае, если летняя оздоровительная работа организована в дошкольном учреждении грамотно, с охватом всех участников воспитательного процесса, то в этом случае предоставляются широкие возможности для укрепления их психического и физического здоровья, развития познавательного интереса. Кроме того, при организации летней оздоровительной работы в ДОУ необходимо параллельно проводить работу с родителями воспитанниками по повышению их компетенции в области организации летнего отдыха детей.
Цель летней оздоровительной работы в ДОУ: укрепление психического и физического здоровья детей с учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка.
Достижение цели летней оздоровительной работы в ДОУ предусматривает решение следующих задач:
- Создание условий, которые обеспечат укрепление здоровья и охрану жизни детей, предупреждение травматизма и возникновения болезней.
- Развитие системы мероприятий, которые направлены на развитие инициативности, самостоятельности, познавательной активности и любознательности.
- Организация просветительской работы с родителями воспитанников, по воспитательным, образовательными и оздоровительным вопросам.
- Осуществление работы по повышению компетентности педагогов по вопросам организации летней оздоровительной работы с детьми в ДОУ.
- Осуществление работы по повышению мотивации педагогов, на улучшение качества организуемого ими летнего отдыха детей в ДОУ.
Подготовительная работа и создание эффективных условий
С первого июня в ДОУ начинается подготовительная работа по организации летней оздоровительной работы. Первым пунктом подготовки является переход всех ДОУ на летний режим работы. Работу по переходу на летний режим осуществляют медицинский персонал и педагогические работники.
Работа, выполняемая педагогическими работниками, заключается в разработке для каждой возрастной группы:
- режима дня;
- расписания занятий.
Медицинский персонал производит:
- осуществление осмотра всех детей, с целью выявления нуждающихся в индивидуальном режиме или усиленном питании;
- разработку рекомендаций по закаливанию детей, с учетом возраста и состояния здоровья детей каждой возрастного явления.
Условия, необходимые для организации эффективной летней оздоровительной работы в ДОУ:
- Переход образовательного учреждения на режим в соответствии с временем года.
- Организация водно-питьевого режима.
- Разработка и создание необходимых условий для закаливания детей
- Создание оптимальных условий для физического развития детей
- Организация безопасных условий нахождения детей в ДОУ
- Формирование привычки к ЗОЖ
- Организация необходимого оптимального двигательного режима (наличие спортивного инвентаря, оборудованной спортивной площадке на улице и т.д.).
- Создание эффективных условий по экологическому и познавательному развитию детей (организация трудовой деятельности, игр на групповых площадках и т.д.).
- Создание условий для эффективной физкультурно-оздоровительной работы с детьми (проведение утренней гимнастики, проветривание помещений, прогулки, походы и т.д.).
Формы оздоровительных мероприятий в летний период
Выделяют следующие формы оздоровительных мероприятий в летний период.
Организованная образовательная деятельность (НОД) – является основной формой организованного и систематического обучения детей посредством использования физических упражнений.
Важным условием организации НОД является то, что она должна быть интересна ребенку, направлена на его развитие, исключать переутомления или нарушения различных физиологических структур и процессов организма.
НОД в летний период включает в себя такие формы образовательных упражнений, которые содержат подвижные игры, спортивные упражнения, пешие прогулки, экскурсии и т.д.
Утренняя гимнастика – повышение работоспособности организма, развитие моторики, формирование физиологически правильной осанки и предупреждение плоскостопия.
Утренняя гимнастика должна обязательно включать в себя:
- дыхательные упражнения;
- упражнения без предметов и с предметами;
- упражнения для правильной осанки;
- упражнения с крупными модулями, снарядами и тренажерами.
Помимо традиционной гимнастики, при необходимости проводят коррекционную гимнастику, которая включает в себя комплекс коррекционных упражнений, в соответствии с теми нарушениями, которые выявлены у детей и требуют коррекции.
Подвижные игры малой и средней подвижности, в зависимости от педагогической задачи и индивидуальных особенностей детей (сюжетные, дворовые, несюжетные, народные, спортивные и т.д. игры).
Двигательные разминки – представленные физминутками и динамическими паузами. Выбор двигательной разминки зависит от того, какой интенсивности была предшествующая ей деятельность.
Двигательные разминки включают в себя упражнения на координацию, равновесие, мелкую моторику, внимание, развитие стопы, осанки и т.д.
Двигательные разминки необходимо проводить ежедневно на свежем воздухе, на прогулочной или спортивной площадке. Время проведения определяется часами наименьшей инсоляцией. Продолжительность проведения разминки зависит от возрастной группы (10-12 минут).
Некоторые элементы видов спорта и спортивные упражнения – направлены на воспитание воспитательных качеств, формирование специальных двигательных навыков, повышение эмоционального настроя и расширение кругозора (футбол, бадминтон, баскетбол и т.д.)