Планирование игровой деятельности в детском саду
Планирование воспитательной деятельности представляет собой процесс предварительного определения этапов прохождения воспитательных мероприятий, с учетом определенных условий их осуществления, возрастной специфики воспитанников, выбора методов, форм и технологий организации воспитательного процесса.
Планирование в дошкольном учреждении осуществляется посредством составления нескольких видов планов:
- Среднесрочный план, охватывающий воспитательные мероприятия, планируемые к осуществлению в течение трех лет. Такой план является основой учебно-воспитательной программы дошкольного учреждения.
- План воспитательных мероприятий, предполагаемых к выполнению в течение одного года.
- Тематические планы, включающие мероприятия по основным видам деятельности.
- Персональные планы специалистов и управляющего состава воспитательного учреждения.
- Календарные планы, рассчитанные на перспективное планирование в конкретной воспитательной группе.
Планирование в дошкольном учреждении нацелено на применении научно обоснованных подходов к построению учебно-воспитательного процесса и осуществление систематической работы с воспитанниками, за счет индивидуализации воспитательного процесса.
План позволяет воспитателю определить основные направления деятельности, выбрать методы и приемы, которые помогут реализовать воспитательные цели и задачи.
Поскольку, планирование в детском саду направлено на изменчивую категорию граждан, то оно может подвергнуться воздействию сторонних факторов, как внешнего, так и внутреннего характера. В этой связи, планы должны быть гибкими, чтобы при необходимости легко корректироваться.
Планирование игровой деятельности в детском саду осуществляется путем составления планов по каждому виду деятельности. Организация такого планирования проходит следующим образом:
- Включение в воспитательную программу детского сада, рассчитанную на трехлетнее выполнение, различных дидактических игр, отвечающих содержанию и направлению учебно-воспитательной работы по конкретным сферам;
- Учебно-воспитательный процесс, протекающий ежедневно, предполагает включение досуговых, развлекательных, подвижных, сюжетно-ролевых игр, игр по правилам. Все разновидности игр нацелены на расширение игрового опыта детей и развитие определенных умений и навыков в других сферах деятельности. при организации игр, воспитатель выполняет роль игрового партнера, помогающего детям освоить игровую культуру и развить их таланты;
- Включение в воспитательный процесс самостоятельной игровой деятельности детей. Дети самостоятельно разрабатывают игры разных направлений. Это могут быть и развлекательные забавы, и народные игры, игры по правилам, сюжетные и ролевые игры. Воспитатель в этом случае может только помочь с организацией самодеятельных игр. При этом, важно, давать детям проявлять инициативу, развивать игровую активность и самостоятельность. Дети могут самостоятельно выбрать тематику игр, средства их организации, включить в игру определенное количество партнеров и определить период прохождения игры.
Планирование игровой деятельности имеет важное значение, поскольку дает возможности педагогам и всему дошкольному воспитательному заведению конкретизации воспитательной деятельности, рационально организовать ее прохождение, определить оптимальные временные периоды прохождения воспитательного процесса и целесообразные методы и способы решения, поставленных учебно-воспитательных задач.
Грамотно составленный план педагогической работы с детьми помогает четко организовать работу с детьми и определить интересные перспективы в работе с детьми.
Функции воспитателя в организации игровой деятельности ДОУ
На современном этапе общественного развития и развития образовательной системы, игра является ведущей формой построения детской жизнедеятельности, учебно-воспитательной работы с детьми.
Педагогу в данном процессе отводится не пассивная роль, а важная воспитательная функция, проявляющаяся в его тактическом руководстве развитием игровой деятельности детей. Педагог должен не просто давать детям свободу в выборе игры и время для осуществления игровой деятельности, но и обладать определенными знаниями в этой области, чтобы помочь детям в выборе, необходимого игрового направления, ориентированного на достижение определенного воспитательного эффекта. Помимо этого, педагог должен завоевать авторитет у воспитанников, чтобы его вмешательство в игровой процесс имело положительный эффект. Дети должны доверять воспитателю и прислушиваться к его мнению и рекомендациям.
Чтобы организация игровой деятельности имела положительный воспитательный эффект, педагогу требуется обладать навыками обзора мира детским взглядом, знать интересы, потребности, специфику развития детей определенной возрастной категории и индивидуальные особенности каждого ребенка.
От воспитателя детского сада требуется:
- Наблюдать за прохождением игрового процесса, анализировать его, определять проблемные моменты и планировать дальнейшее устранение отрицательных моментов и развивать игровой процесс;
- Расширять детские впечатления, чтобы развивать сюжетную линию игры;
- Организовывать игру таким образом, чтобы она привлекала детей, вызывала интерес и развивала игровую активность детей;
- Разрабатывать благоприятную среду для перехода игры на более высокий уровень;
- Умело формировать игровые взаимоотношения с воспитанниками;
- Разрабатывать способы обучения игре, доступные для детского понимания;
- Косвенно осуществлять управление и контроль игровой деятельностью;
- При необходимости включаться в игровой процесс и брать на себя определенные игровые роли;
- Создавать новые этапы игры, игровые роли и действия, чтобы развить игру и расширить ее воспитательное воздействие;
- Управлять проблемными и конфликтными игровыми ситуациями, регулировать и предотвращать их развитие.
Организация игровой деятельности, как и всего воспитательного процесса должна опираться на личностно-ориентированный индивидуальный подход. Педагог должен видеть личность в каждом воспитаннике, знать его индивидуальные особенности и способности, способствовать раскрытию природных задатков и талантов детей, определять их место и роль в каждом игровом действии.
Рисунок 1. Педагогические условия для игровой деятельности детей. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ