Значение формирования диалогических умений
Диалогические умения – это умения объекта осваивать способы выполнения диалогических действий, которые обеспечивают все спектр приобретаемых знаний и навыков.
Содержание обучения английскому языку в начальной школе содержит:
- сферы общения,
- тематику общения,
- ситуации общения;
- коммуникативные умения, которые характеризуют уровень владения иностранным языком.
Особая роль отводится диалогическим умениям в методике изучения иностранных языков. Устная речь выходит на первый план. Ученики приступая к изучению иностранного языка, в первую очередь хотят научиться говорить на изучаемом языке.
При оценке диалоговой речи подчеркивается умение вести беседу с использованием вопросно-ответных реплик, просьб, приказаний и пр., объем речи не менее 4 реплик, которые правильно оформлены в языковом отношении и отвечают поставленным коммуникативным задачам. Структура говорения выглядит следующим образом:
- мотивационно-побудительная – говорение появляется, только если люди хотят что-то сказать друг другу;
- аналитико-синтетическая – реализация замысла высказывания при формировании и формулировании мысли языковыми средствами.
Современные программы содержат сформулированные требования к диалогической речи, ряд качественных и количественных характеристик высказывания диалогической формы, и отражают динамику становления этих умений в зависимости от класса.
Характеристика диалогических умений младших школьников
Обучение диалогическим умениям на начальной стадии включает развитие умений пользоваться диалогической речью в качестве средства общения. Основная и ведущая цель преподавания иностранных языков – коммуникативная, определяющая весь учебный процесс. Одна из основных форм речевого общения – диалогические умения, так как именно отдельные образцы речи и целые структуры, используются позже в реальном общении.
Выделяют такие характеристики диалогических умений, как реактивность и ситуативность.
Реактивность обуславливает объективные трудности в овладении диалогическим общением на иностранном языке. Причиной этих трудностей выступают следующие аспекты:
- непредсказуемость реакции партнера по общению;
- отсутствие у учеников необходимых социальных навыков диалогового общения, как на иностранном языке, так и на родном;
- помимо говорения диалог предполагает умение аудирования.
Ситуативность подразумевает, что речь невозможна вне ситуации, именно ситуация определяет мотивы говорения, которые представляют источники порождения речи. Ситуативность предполагает, что успешное диалогическое общение на уроке во многом зависит от заданной ситуации и понимания учениками стоящей перед ними речевой задачи общения. Наче никакие опоры не помогут в успешном выполнении задания.
Иными словами, организация уроков английского языка, направленных на формирование диалогических умений младших школьников должно учитывать сущность диалогических умений, но также необходимо знать методику обучения диалогическим умениям.
Методика обучения диалогическим умениям младших школьников
Наиболее распространен алгоритм работы по формированию диалогических умений за авторством Филатова В.М. Он включает несколько этапов.
На первой этапе дети овладевают диалогическим единством. Диалогическое единство является репликой-стимулом, репликой-реакцией.
Учитель предоставляет различные реплики-стимулы и в ответ получает разные реплики и реакции в зависимости от языковых средств, которыми обладают дети, а также от возраста детей и их индивидуальных особенностей.
Сначала учитель приводит наиболее близкий по своему значению эквивалент на русском языке, обычно произнося инициирующую реплику целиком или частями, если реплика положительная. Ученики повторяют ее вместе с учителем и вслед за ним.
Следом учитель произносит реагирующую реплику, которую ученики повторяют так же, как и инициирующую. Это помогает ученикам овладеть произносительной и интонационной сторонами диалогов на имитативной основе. Главное на этом этапе – это демонстрация удачных образцов коммуникативного взаимодействия детей и демонстрация того, что такая активность на уроках иностранного языка – обычное дело, и она приветствуется.
Вводя каждую новую диалогическую единицу рассмотрения лексико-грамматических особенностей синонимичных высказываний на английском языке, необходимо подбирать максимально точные эквиваленты в родном языке или стремятся максимально точно перевести инициирующие и реагирующие реплики на родной язык. Дальнейшая работа состоит из слуховой, зрительной и поведенческой наглядности, а также печатных текстов, так как учащиеся в это время уже должны овладеть техникой чтения на английском языке.
Следующий этап диалогических умений – овладение мини-диалогами.
Мини-диалог может быть представлен совокупностью двух и более диалогических единиц. Обучение мини-диалогам начинается обучением, реагированием на реплики собеседника. Учитель дает стимулирующую реплику, разнообразя их на основании темы диалога, а ученики учатся реакции на них.
Следующий этап – обучение диалогу. Обучение диалогу по пути «сверху-вниз» - наиболее оптимальное для обучения стандартным или типовым диалогам. Опорой для составления собственного диалог могут выступать тексты диалогов-моделей, речевые установки учителя и составление видоизмененных диалогов, характеристика ролей, которые получает каждый участник диалога, картинка или видеосюжет, проигрываемый без звукового сопровождения.
Обучение диалогическим умениям по пути «снизу-вверх» означает, что у учеников из-за чего-то отсутствует исходный образец диалога. Это может быть связано со следующими причинами:
- ученики не умеют читать и не могут пользоваться приведенными образцами;
- речевое развитие достаточно высокого уровня, в связи с чем единый образец не нужен;
- предполагаемый диалог – разновидность свободного диалога, поэтому образец только сковывает инициативу и творчество учеников.