В группах продленного дня осуществляется пребывание учащихся в послеурочное время. Это удобно для родителей, которые не могут забрать ребенка из школы после завершения уроков и организовать его досуг в силу различных обстоятельств (работа, болезнь). Педагоги организуют активный отдых и деятельность детей, посещающих группу продленного дня по разным направлениям.
Работа педагога группы продленного дня имеет свои особенности. Они связаны как с организацией деятельности, так и с подготовкой самого педагога к ее реализации.
Рисунок 1. Работа педагога группы продленного дня. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Планирование работы педагога в группах продленного дня
В основе организации работы педагога в группе продленного дня лежит планирование педагогом данной деятельности.
Воспитатель групп продленного дня учебного заведения формируют два вида планов:
- Перспективное планирование. В данном плане педагог отражает направления работы, которые будут реализованы в течение определенного временного периода: четверти, полугодия, года. Педагог утверждает план у заместителя директора по воспитательной работе и реализует его в строго установленном порядке. Данный план включает в себя воспитательные цели и задачи, которые должны быть реализованы в ходе определенных видов деятельности. Однако, они не всегда точны в своем отражении и могут быть реализованы иначе, чем представлено в плане.
- Текущее планирование. Оно отражает подготовку педагога к каждому рабочему дню. Текущий план включает в себя цели и задачи деятельности конкретного дня с раскрытием содержания деятельности.
Каждый из этих планов имеет свою структуру и содержание. Так, перспективный план включает в себя следующие разделы:
- Целевое назначение и задачи учебно-воспитательной работы на учебный год;
- Направления работы педагога и ключевые аспекты его деятельности в группах продленного дня;
- Характеристика состава группы учащихся на конкретный учебный год с отражением их личностных особенностей развития и особых образовательных потребностей;
- Формы групповой работы с учащимися;
- Формы индивидуальной работы с учащимися;
- Организация взаимодействия с родителями;
- Детализация перспективного плана по месяцам.
Что касается текущего планирования, то оно требует разбиения деятельности по конкретным темам. Каждая тема может быть реализована в течение нескольких дней. Здесь, важно, отражение воспитательных мероприятий с учетом учебной нагрузки учащихся на уроках, отмечания каких-то праздников, состояния учащихся в разные времена года, дни недели, их стрессоустойчивости и работоспособности. Текущий план должен характеризоваться компактностью и конкретностью. Такие планы формируются ежедневно, а, потому, не должны требовать больших временных затрат на их составление.
Следует отметить, что планирование предполагает сочетание воспитательной, организаторской и педагогической деятельности. Педагогу групп продленного дня требуется уделять особое внимание воспитательной работе учащихся и реализации их полезного проведения досуга.
Рисунок 2. Режим группы продленного дня. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Направления воспитательной работы педагога в группе продленного дня
Воспитательная работа педагога в группе продленного дня реализуется по следующим направлениям:
- Интеллектуальное развитие учащихся. Оно реализуется в разных видах и формах. Актуально использование дидактических игр, которые закладывают основы любознательности, способствуют расширению кругозора учащихся, учат направленности мышления.
- Коммуникативное развитие. Данное направление ориентировано на создание в коллективе условий для плодотворного взаимодействия детей, установление ими контактов друг с другом, ознакомление с основами общения с разными возрастными категориями и формирование коммуникативной мотивации.
- Духовно-нравственное развитие. Оно реализуется через формирование навыков поведения в социальной среде, усвоения ценностных ориентиров социального взаимодействия, основ национальной культуры, знакомство с художественной литературой и искусством. Итогом нравственной работы педагога должно стать сформированное умение учащегося совершать нравственный выбор, отстаивать свою нравственную позицию.
- Воспитание гражданской ответственности. Оно реализуется через ознакомление с нормами правами, необходимостью их соблюдения, знакомства с историей своего государства и народными подвигами, празднование народных праздников, формирование навыков делать выбор, нести за него ответственность и стремления быть полезным социальной среде и не вредить ее гражданам.
- Профориентационное развитие. Оно предполагает раннюю мотивацию к профессиональной деятельности. Это стимулирует познавательную активность учащихся, способствует расширению их знаний и навыков, воспитывает трудолюбие.
- Толерантное развитие. Оно связано с воспитанием терпимого отношения к разным культурам, религиям, нациям и народностям.
- Экологическое воспитание. Оно связано с выработкой бережного и заботливого отношения к природе, ее объектам и процессам. Организуются работы по уходу за комнатными растениями, посадка растений на территории школ, создание скворечников на занятиях в группах продленного дня. Также, в период пребывания детей в группе могут организовываться прогулки с наблюдением за объектами и процессами окружающего мира.
Следует отметить, что воспитательная работа педагога групп продленного дня носит индивидуальную направленность. Это означает, что занятия выбираются, исходя из потребностей и интересов детей. При этом, осуществляется обучение их навыкам организации своей деятельности, подготовке рабочего места и его приведению в порядок после ее завершения.
Кроме того, педагог помогает учащимися в выполнении домашней работы, а также формирует у младших школьников навыки ухода за собой, соблюдения норм гигиены и правил поведения в общественных местах.