Познавательный материал – это информационные ресурсы, представленные в разных формах и вариантах, несущие знания, развивающие, формирующие определенные умения и навыки.
Познавательный материал применяется в учебном процессе в ходе познавательной деятельности учащихся. Он охватывает весь процесс обучения и все стороны деятельности учащихся на разных уровнях и этапах обучения.
Специфика работы с познавательным материалом в младшем школьном возрасте
Работа с познавательным материалом имеет свои особенности в младшем школьном возрасте. Они обусловлены возрастными параметрами развития учащихся, особенностями их познавательной сферы и отношением учащихся к познанию. Познание является новым процессом для ребенка, покинувшего детский сад и, пришедшего в школу. Ребенку интересен окружающий мир и его устройство, но познавать его не так просто. Тут требуется прилагать усилия: выполнять мыслительные операции, размышлять, анализировать, планировать.
Содержанием познавательного материала являются научные знания, помогающие учащемуся познать окружающий мир, постичь его устройство, выработать отношение к нему, сформировать основы мировоззрения, познать опыт человечества, его историю и культурное наследие.
В силу специфики возрастного этапа развития младшего школьника, его работа с познавательным материалом имеет следующие особенности:
- Эмоциональный окрас познавательного материала;
- Доступность изложения информации;
- Простота восприятия данных;
- Опора в содержании материала на личный опыт учащегося;
- Наличие элементов занимательности;
- Наличие сторонних фактов, информации, не касающейся учебного процесса, выходящей за рамки образовательной программы, но интересной для учащихся начальной школы;
- Вариативность форм представления познавательного материала в разных видах познавательной деятельности;
- Наличие соревновательного аспекта при организации работы с познавательным материалом. Это могут быть различные викторины, конкурсы работ, спортивные соревнования, олимпиады и др.;
- Наглядность представления познавательного материала. Любая научная информация должно дополняться представлением наглядных фактов, примеров из жизни. Это улучшает восприятие познавательного материла и повышает эффективность работы с ним;
- Переход от простого к сложному. Работа начинается с познания небольших объемов данных: отдельные факты, события, объекты. Постепенно, объем информации увеличивается и усложняется, расширяются их практические навыки деятельности и повышается мотивация к познанию;
- Связь всех видов познавательного материала. Все, что познается учащимися связано и взаимозависимо. Существуют междисциплинарные связи в познавательном процессе;
- Структурные компоненты познавательной работы и познавательного материала обладают гибкостью, т.е. они могут менять свою функциональную роль, взаимопревращаться друг в друга;
- Познавательная работа учащихся формируется на основании установленного взаимодействия между учащимися и педагогом.
Основные компоненты организации работы младших школьников с познавательным материалом
Работа с познавательным материалом основана на взаимодействии педагога и учащихся. Их деятельность взаимосвязана и взаимозависима. Только единая направленность деятельности педагога и учащихся обеспечивает эффективность работы с познавательным материалом и продуктивность познавательной деятельности учащихся в целом.
Таким образом, организация работы младших школьников с познавательным материалом состоит из двух групп компонентов:
- Деятельность педагога.
- Деятельность учащихся.
Что касается деятельности педагога, то она связана с ознакомлением учащихся с научной информацией т.е. с содержанием познавательного материала. Педагог формирует основы познавательной деятельности учащихся, знакомит их с целями и задачами обучения, руководит познанием, формирует практические навыки деятельности, учит применять теоретические знания в разных практических ситуациях и проводит контрольную деятельность, оценку знаний и навыков учащихся, сформированных компетентностей.
Деятельность учащихся сводится к формированию мотивации к познанию и развитию, осознанию необходимости получать знания, принятию целей и задач обучения и следованию им, работе по усвоению познавательной информации, освоению методов познания, познанию научной картины мира, усвоению понятий и категорий, развитию навыков деятельности в разных сферах, умению применять знания на практике, использовать их в соответствии с конкретной ситуацией и формировать основы самоконтроля своей познавательной деятельности.
Организация работы с познавательным материалом имеет важное значение. Она дает благоприятные условия для интенсивного развития личности, мотивирует к познанию и развитию, обеспечивает упорядоченность учебной деятельности, поднимает тонус учебного процесса, развивает у учащихся основы самостоятельной познавательной деятельности.
Этапы организации работы с познавательным материалом
Работа с познавательным материалом имеет поэтапную организационную структуру. Освоение учащимися содержания познавательного материала проходит в течение следующих этапов:
- Осознание учащимися необходимости и важности познания. Этот этап опирается на работу с мотивационной сферой учащихся. Младшие школьники осознают недостаточность, имеющихся у них знаний об окружающем мире и знакомятся с практической значимостью познавательного материала.
- Осмысление новых знаний и их воспроизведение. На этом этапе учащимся дается понимание связей между фактами, объектами или процессами.
- Обобщение данных. Осуществляются действия по обобщению информации, составляющей содержание познавательного материала.
- Осознанное использование познавательного материала. Осуществляется применение полученных знаний в практической жизнедеятельности: учащиеся применяют свои знания в повседневной жизнедеятельности для решения жизненных и учебных задач.
- Организация деятельности по овладению навыками планирования своей деятельности, анализа и контроля ее результатов, самооценки и самоконтроля.