Пути организации эстетического воспитания в рамках инновационного образовательного процесса
Эстетическое воспитание – это процесс развития у детей эстетического восприятия окружающей действительности.
эстетического воспитания. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ" />
Рисунок 1. Условия и средства эстетического воспитания. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
В условиях современного развития общества происходит переустройство всех его сфер, в том числе и образовательной. Правительство устанавливает новые федеральные стандарты в области образования, предъявляющие новые требования к его структуре, методике, динамике развития и эффективности.
Новые требования касаются и эстетического направления воспитательных мероприятий. К эстетическому воспитанию, на современном этапе социально-экономического развития общества, предъявляются следующие требования:
- Воспитательный процесс должен быть построен так, чтобы его содержание было целостным и имело системную структуру.
- Должно быть определено влияние каждого компонента образовательной программы на эстетическое развитие личности и установлено их иерархическое расположение в соответствии с этим воздействием.
- Все компоненты эстетического воспитания должны быть органично и функционально связаны.
- Эстетическое воспитание должно быть фундаментом полноценного, всестороннего, гуманистического развития личности каждого учащегося. Оно должно быть положено в основу всей педагогической работы.
- Целевым назначением эстетического воспитания является формирование творческой личности, владеющей эстетическим вкусом.
Выполнение этих требований приводит к постепенной эстетизации учебно-воспитательной работы всего учебного учреждения.
Реализация эстетической направленности обучения в рамках реализации новых стандартов происходит на основании нескольких направлений работы:
- Выбор современных образовательных программ и инновационных технологий обучения.
- Создание в учебном заведении полноценных условий для реализации эстетического воспитания. Предполагается обновление кадрового состава педагогов или повышение их уровня квалификации, современное учебно-методическое снабжение работы, создание предметно-развивающей среды в учебном заведении.
- Двусторонняя организация учебно-воспитательной деятельности. Организуется система продуктивного взаимодействия между педагогами и учащимися и между педагогами и родителями, с обязательной обратной связью.
- Построение системы взаимодействия с другими институтами и учреждениями социума.
Модель эстетического воспитания учащихся
Эстетическое развитие школьников предполагает наличие в образовательном процессе таких компонентов, как:
- Художественное обучение и развитие в рамках изучения изобразительного искусства.
- Ознакомление с художественной литературой.
- Развитие музыкального восприятия и чувства ритма на уроках музыки.
- Формирование знаний по искусству.
- Организация культурных мероприятий художественной направленности: посещение музеев, выставок, театров, организация выставок работ учащихся, музыкальных конкурсов, кружков литературного чтения.
Современные школы создают разнообразные модели своей воспитательной работы. Актуальным является расширение спектра деятельности эстетической направленности. Происходит акцентирование внимания на углубленном изучении ряда дисциплин эстетической ориентации: музыка, изобразительное искусство, театральное творчество, хореография.
Основной моделью эстетического развития учащихся является использование комплексного подхода к художественному развитию и эстетическому образованию учащихся. Такой подход требует дополнительных ресурсов и переорганизации образовательного процесса. Необходимо привлекать педагогов художественной направленности, внедрять их уроки в расписание, пересматривать программу обучения. Все это требует дополнительных затрат, а соответственно и поиска источников финансирования. Однако, имеющийся опыт реализации подобной модель обучения свидетельствует в ее пользу. Например, в одной из школ было проведено серьезное переустройство: организовано несколько театральных кабинетов, классов музыкальной и художественной направленности. Обучение по этим направлением ведется в строгом соответствии стандартам нового поколения, квалифицированными специалистами. Учебное учреждение привлекло к работе педагогов эстетических дисциплин, совместителей с техникумов и вузов. Такая работа позволила развить у учащихся интерес к искусству и культуре, активизировать творческую направленность их деятельности.
В рамках реализации стандартов нового поколения, образовательный процесс требует от педагога взятие на себя организаторской роли. Он приобретает функции управления педагогической работой разной направленности. Это накладывает определенный отпечаток и на модель эстетического воспитания учащихся.
Отдельный педагог и педагогический коллектив должны реализовывать свою работу в следующих направлениях:
- Проведение комплексного планирования воспитательной работы и эстетических направлений деятельности.
- Единая направленность педагогической деятельности.
- Разделение функций и направлений эстетической работы между членами педагогического коллектива.
- Совершенствование знаний и навыков педагогов, повышение их мастерства и уровня квалификации, формирование современных представлений об итогах реализации учебно-воспитательной работы.
Модель эстетического воспитания предполагает такую организацию работы педагогов, которая будет направлена на достижение высокого уровня духовно-нравственного развития учащихся, формирование нравственных ориентиров их жизнедеятельности, формирование эстетического восприятия мира и развитие готовности к эстетическому преобразованию мировых процессов.
Рисунок 2. Ожидаемые результаты этетического воспитания. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Эффективное эстетическое развитие должно быть ориентировано на рассмотрение потребностей в самовыражении, саморазвитии, самосовершенствовании в качестве стимула личностного развития учащегося.
Модель эстетического воспитания, опыт применения которой продемонстрировал положительные результаты эстетического развития школьников, основывается на следующих принципах:
- Принцип создания в учебном учреждении эстетически-развивающего пространства.
- Принцип индивидуального подхода в обучении.
- Принцип интеграции разнообразных искусств.
- Принцип опоры на творческие направления деятельности и организации самодеятельности.
- Принцип использования разных форм и методов эстетического воспитания.
- Принцип высокопрофессиональной работы.
- Принцип доступности.
- Принцип обязательности эстетического образования. Он ориентирован на приобщение к эстетическим направлениям деятельности каждого учащегося.