Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Методика работы над басней на уроках чтения в начальной школе

Использование басни на уроках литературного чтения

Определение 1

Басня – это жанр литературы, представляющий собой повествование в кратком объеме в стихотворном или прозаическом представлении, содержащее определенный аллегорический смысл и ориентированное на усвоение какого-то морального принципа.

Нравоучительное заключение входит в начало или завершение басни. Она может описывать разнообразных героев, действия и поступки которых носят поучительный характер.

Программа начального школьного обучения по дисциплине «литература» включает в себя обязательное ознакомление с таким литературным жанром как басня.

Программа начального школьного обучения, в основном, включает ознакомление с банями И.А. Крылова. Басни автора представлены в стихотворной форме, а героями их являются животные. Такой выбор сделан автором неспроста. Животные вызывают больший интерес у детей младшего школьного возраста. Поведение животных демонстрирует детям нравственные и моральные аспекты жизнедеятельности людей, которые образно отображены поступками и поведением животных.

Также, школьная программа содержит некоторые басни Л. Н. Толстого и К. Д. Ушинского. Их басни представлены в прозаической форме, а героями их являются люди. Они не так интересны детям и более сложны для восприятия младших школьников. Их использование в обучении реализуется только ради представления учащимся разнообразия басен, их героев и нравственного смысла.

Басня, ориентирована на представление в ней сцен из реальной бытового, трудового и иных направлений деятельности людей. Эти сцены содержат в себя представление человеческих качеств: положительных и отрицательных, негативного поведения, совершения разнообразных действий, по которым можно судить о личности героя, его пороках, достоинствах и недостатках. Басня призвана раскрыть навыки учащихся к анализу сложившейся ситуации, оценке поступков героев и формулированию выводов и умозаключений.

Любая басня содержит в себе моральный смысл, который скрыт. Его раскрытие требуется от учащихся, а для этого активизируется их мышление и логика. На основании басен, младшие школьники учатся «читать между строк», улавливая скрытый смысл, заложенный автором. Это является фундаментом формирования навыков литературного анализа, осознанного восприятия смысла художественного произведения.

«Методика работы над басней на уроках чтения в начальной школе» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Использование басни в программе начального школьного обучения обусловлено следующими ее достоинствами:

  1. Огромный нравственный потенциал басни. Посредством басни возможно реализовать нравственное воспитание учащихся, сформировать их нравственные ориентиры поведения и закрепить в сознании основы морального поведения.
  2. Басни положительно воздействует на речевое развитие учащихся. Басня строится на использовании выразительного художественного слова, лаконичном строении текста, красочном представлении, наличии яркого эмоционального окраса. Это способствует развитию четкой, грамотной, выразительной речи ребенка.
  3. Объем басни достаточно малый. Поэтому, младший школьник может легко воспринять басню целиком и проанализировать ее содержание.
  4. Басня содержит образные выражения, которые характеризуются яркостью, эмоциональным компонентом и глубиной смысла, который заключен в них. Именно перенос жизненных случаев и иносказательную форму делает басню интересной для ребенка и способствует более эффективному усвоению нравственных норм.

Структура работы над басней на учебном занятии

Построение методики работы с басней в начальной школе базируется на ее специфике, как литературного жанра. Басня имеет иносказание и обязательный моральный смысл. Поэтому, работа с басней ориентирована на преобразование аллегории и последующее раскрытие ее морали. Иными словами, для начала необходимо обсудить содержание басни, чтобы понять ее смысл т.е. преобразовать иносказательное выражение в реальную ситуацию, действие, а затем, сделать выводы по конкретной ситуации, оценить поступки героев и сформулировать мораль данной басни.

Особенности и приемы работы над басней. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Рисунок 1. Особенности и приемы работы над басней. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Исходя из рассмотренных направлений работы над басней, можно представить ее структуру следующим образом:

  1. Восприятие содержания басни. Для начала необходимо подробно разобрать басню, детально рассмотреть все действия героев.
  2. Раскрытие композиции басни. Рассматривается каждый ее герой, его поступки, их причины и особенности, свойства характера каждого героя и его индивидуальные признаки.
  3. Определение смысловой части конкретного действия. Выбирается отдельная сцена или действие героя и определяется ведущая мысль этого действия.
  4. Раскрытие аллегории басни. Необходимо выявить иносказание и преобразовать его, чтобы понять реальность ситуации, происходящей в басне.
  5. Анализ произведения. Здесь предполагается проанализировать моральный смысл басни и закрепить его в своем сознании.

Этапы проведения учебного занятия по методике работы над басней

Урок литературы в начальной школе, темой которого является знакомство с той или иной басней реализуется поэтапно:

  1. Подготовительный этап. Педагог знакомит учащихся с понятием «басни», автором конкретной басни, которая будет изучена, мотивах его написания данного произведения.
  2. Основной этап урока. Педагог зачитывает басню учащимся, либо, включает ее в аудиозаписи. Далее, происходит обсуждение содержания басни с учащимися. В ходе обсуждения выявляется эмоциональный окрас басни и оцениваются действия ее героев.
  3. Анализ басни. Происходит уточнение структурного строения басни и ее композиции, определяются отдельные действия героев и их мотивы, для чего, может быть использовано повторное перечитывание отдельных фрагментов басни или басни целиком. Здесь же, происходит определение смысловой части конкретного действия, сцены.
  4. Раскрытие аллегорий. Необходимо найти в произведении иносказание и помочь детям в его преобразовании.
  5. Определение морального смысла басни. Выделяется та часть басни, которая содержит мораль, разбирается и анализируется.
  6. Приведение аналогичных ситуаций из реальной жизни. Необходимо предоставить детям возможность вспомнить аналогичные поступки и действия, ситуации, с которыми они сталкивались когда-либо.

Методика чтения басен. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Рисунок 2. Методика чтения басен. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата последнего обновления статьи: 01.08.2023
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot