Оценивание в педагогике – это поэтапный способ проверки знаний учащихся, включающий парциальное и интегральное оценивание.
Процесс педагогического взаимодействия между участниками учебно-воспитательного процесса – учеником и педагогом, строится на основе технологий, методик и приемов обучения, а также приемов оценивания, выступающих в роли особого фактора, помогающего в организации процесса взаимодействия.
Оценивание производится как в системе общего образования, так и в системе дополнительного обучения.
Поскольку, система дополнительного образования на текущем этапе развития общества, ориентируется на индивидуальную специфику развития каждого учащегося т.е. опирается на личностно-ориентированный подход в обучении, то применяются новые, современные подходы оценивания детей и результатов их деятельности по различным направлениям дополнительной подготовки.
Система оценивания в заведениях дополнительного образования ориентируется на логическую структуру предпрофильной подготовки учащихся, выступая в качестве инструмента оценивания, полученных учащимися знаний и навыков, а также их мотивации на последующее обучении и профессиональный выбор.
Направления в оценочной деятельности педагога дополнительной системы обучения
Работа педагогов предполагает обязательную оценку деятельности учащихся, для определения достижений, поставленных образовательных целей и задач, выявление степени их успешности.
Педагоги дополнительной системы образования могут оценивать деятельность своих учеников по двум направлениям:
- Социальное направление. Оно связано с выставлением оценок учащемуся, в соответствии с существующими нормами и стандартами общества, а также предъявляемыми им требованиями. Такая оценка проводится на основе сравнения успехов и достижений каждого учащегося в различных областях учебной деятельности, сравнение достижений на конкретном этапе обучения с имеющимися нормами и стандартами т.е. оценивается на сколько достижения учащегося соответствуют принятым нормам, оценка касается именно полученных ребенком знаний и навыков.
- Индивидуальное направление. Такое оценивание связано с учетом личностных показателей развития, индивидуальной специфики каждого учащегося. Производится оценка личных достижений, роста или его отсутствия в развитии и обучении каждого учащегося. Педагог не сравнивает учащихся друг с другом. Сравнение присутствует, но оно касается только достижений одного ученика т.е. педагог сравнивает показатели развития учащегося на данный момент и в предыдущие временные периоды, выставляя соответствующую оценку. Здесь учитывается каждое достижение, каждая неудача учащегося, анализируются его причины и определяются пути дальнейшего развития.
Способы регистрирования личностных достижений учащихся
Заведения дополнительного образования используют следующие способы регистрирования личностных достижений учащихся:
- Портфолио личностных успехов. Сюда включаются все достижения учащихся по выбранной им образовательной программе, а также итоги личностного развития. Оно позволяет оценить динамику достижений ребенка, оценить его значимые результаты и выявить индивидуальный прогресс;
- Карта-профиль персональных достижений;
- Ведение тетради успешности. В ней отражаются достижения учащегося, его полезные дела, совершенные для своего блага и блага ближайшего окружения. Таким образом можно отследить насколько эффективно учащийся усваивает учебную программу, насколько она ему интересна, проследить смену интересов и повысить качество и результативность работы педагогов;
- Выставление баллов и рейтингов. Эта система призвана оценивать не столько усвоенные знания, сколько оценить готовность трудится на благо общества, проявлять себя в общественно-важных процессах, уметь быстро принимать решения, действовать в нестандартных ситуациях;
- Кейс-стад- отражает навыки учащихся в решении определенных задач и проявления себя в конкретных ситуациях.
Эти варианты фиксирования оценок отражают личностно-ориентированный подход в обучении. Они позволяют не просто оценивать успехи учащихся, но и создают условия для их самооценивания.
Во всех рассмотренных вариантах регистрации достижений происходит рассмотрение особенностей развития каждого учащегося, активизация его познавательных процессов, уровень освоения конкретной учебной программы, стимулы ребенка, его заинтересованность в тех или иных направлениях деятельности, наличие талантов и трудности в освоении определенных дисциплин, а также фиксируются итоги участия в конкурсах, олимпиадах, спортивных и иных соревнованиях.
Требования к проведению оценки личностных достижений учащихся в системе дополнительного образования
В заведениях дополнительного образования проводится непрерывное оценивание успехов учащихся по программе дополнительного образования. К этому оцениванию предъявляются следующие требования:
- Оценены должны быть все участники учебного процесса, в том числе и педагоги, их деятельность и успешность реализации программы. Каждый субъект должен принимать непосредственное участие в оценивании.
- Объекты, предметы и содержание программы оценивания должны быть четко определены.
- Должны существовать единые требования к проверке достижений, единые показатели, критерии отслеживания и оценивания итогов образовательной деятельности учреждения дополнительного образования.
- Процесс оценивания должен быть открытым, доступным для всех субъектов дополнительного образования.
- Процесс оценивания должен быть управляемым, контролируемым и гибким. Он должен легко адаптироваться к меняющимся условиям реализации программы обучения дополнительного образования.
- Оценка должна носить строго обоснованный научный характер.
- Проверка достижений и их оценивание должно носить методическое и психологическое обоснование.