Сущность понятия «трудные дети»
Трудные дети – это широко обобщенное понятие, которое используется в научной и научно-популярной литературе, а также в педагогической публицистике, чтобы обозначать обширную категорию детей, у которых наблюдаются заметные отклонения в личностном развитии.
Ребенка относят к данной категории на основании внешних проявлений его индивидуально-психологических особенностей, выступающих как препятствие для нормального протекания процесса воспитания. Причины, которые лежат в основе нарушений характера и поведения ребенка, могут быть крайне разнообразны. Такие дети могут демонстрировать девиантное и делинквентное поведение.
Девиантное поведение – это система поступков, которые противоречат принятым в обществе нормам морали и нравственности.
Делинквентное повеление – это антиобщественное противоправное поведение, воплощающееся в поступках, наносящих вред отдельным гражданам или целостному обществу.
Трудные дети относятся к группе риска.
Группа риска – это группа лиц, которые в связи с определенными обстоятельствами жизни больше остальных подвержены негативным воздействиям со стороны общества и его элементов, что вызывает социальную и психологическую дезадаптацию. [/Определение]
Причины появления «трудных» детей
Причин, в связи с которыми ребенок становится трудным, а затем и асоциальным, достаточно много, в их числе:
- напряженность обучения в школе – увеличение объемов и интенсивности занятий, повышение темпов обучения;
- возросшее давление на неокрепший ум и нервы школьника, вызванное рассогласованием того, что ребенок видит в реальной жизни, и того, чему его учат и что от него требуют в школе;
- широкий спектр возможных недостатков морального воспитания, начиная непониманием моральных норм и заканчивая нежеланием считаться с ними;
- интеллектуальная неразвитость, душевная черствость, эмоциональная глухота у большой доли детей;
- неблагоприятная наследственность;
- дефекты самооценки, ее завышение и нежелание признать объективные оценки и считаться с ними;
- неустойчивые нервные процессы в условиях, благоприятных для возникновения отклоняющегося поведения;
- отсутствие волевой саморегуляции, проявление импульсивности, расторможенности и несдержанности;
- асоциальное поведение родителей – пьянство, употребление наркотиков, драки, преступный образ жизни и пр.;
- абсолютное безразличие к ребенку или напротив, излишний контроль со стороны родителей;
- подстрекательство со стороны взрослых и втягивание детей в группы асоциального поведения;
- неблагоприятное течение периодов кризиса в развитии детей, бунт против ограничения их самостоятельности;
- замедление темпов умственного, социального и морального развития.
Работа с «трудными» детьми в школе
Перевоспитание «трудных» детей протекает постепенно, с вытеснением накопившегося у них отрицательного жизненного опыта положительным. Это происходит в ходе общения и деятельности.
Продуманный план учебно-воспитательной работы с «трудными» детьми во многом определяет степень успеха их перевоспитания. В этом плане, обычно различают два взаимодополняющих аспекта:
- во-первых, проведение мероприятий, рассчитанных на всех «трудных» учащихся школы;
- во-вторых, индивидуальная работа с каждым таким школьником.
Первый аспект реализуется в общешкольном плане, а второй – в планах воспитателей и классных руководителей. План педагогической коррекции должен отвечать на три основных вопроса:
- что должно быть устранено – негативные факторы воспитания в семье и школе, стихийно-групповое общение, негативные личностные особенности;
- как это может быть устранено – анализ окружения ребенка и его поведения, определение, в какую полезную деятельность его целесообразно вовлекать;
- кому и что нужно сделать – распределение обязанностей педагогов, психологов и пр. с установлением сроков и мер контроля за эффективностью работы.
Ответы на обозначенные вопросы позволяют составить план, содержащий перечень целей и задач на определенный период, указание путей и средств по их достижению. В общешкольном плане должны быть предусмотрены меры, направленные на выявление «трудных» детей, мероприятия, направленные на формирование сознательной дисциплины и культуры поведения учеников, проблематика взаимодействия педагогов и школьного самоуправления, взаимодействие с внешкольными учреждениями, учреждениями культуры и спортивными секциями, также следует уделить внимание изучению передового опыта и научных рекомендаций по вопросам перевоспитания школьников с отклоняющимся поведением.
План индивидуальной работы с «трудными» учениками может состоять из следующих шагов:
- определить конкретные недостатки и объективные трудности воспитания данного ребенка внутри семьи и школы;
- проанализировать нравственные и психологические особенности личности ребенка;
- выявить имеющиеся положительные интересы и увлечения;
- рассмотреть пути и средства формирования позитивных личностных качеств и организации социально ценного жизненного опыта.
Важно, чтобы все планируемые мероприятия были выстроены в определенную логическую систему, были продолжением и дополнение друг друга, не были случайными и не противоречили деятельности других звеньев воспитания.
Самой сложно задачей является подбор ключика к пониманию «трудного» ребенка. Это должна быть методика, которая поможет в выработке системы адекватных мер воспитания, поможет создать условия, при которых ребенок и сам захочет изменить свое поведение.