Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Обучение «трудных» детей

Сущность понятия «трудные дети»

Определение 1

Трудные дети – это широко обобщенное понятие, которое используется в научной и научно-популярной литературе, а также в педагогической публицистике, чтобы обозначать обширную категорию детей, у которых наблюдаются заметные отклонения в личностном развитии.

Ребенка относят к данной категории на основании внешних проявлений его индивидуально-психологических особенностей, выступающих как препятствие для нормального протекания процесса воспитания. Причины, которые лежат в основе нарушений характера и поведения ребенка, могут быть крайне разнообразны. Такие дети могут демонстрировать девиантное и делинквентное поведение.

Определение 2

Девиантное поведение – это система поступков, которые противоречат принятым в обществе нормам морали и нравственности.

Определение 3

Делинквентное повеление – это антиобщественное противоправное поведение, воплощающееся в поступках, наносящих вред отдельным гражданам или целостному обществу.

Трудные дети относятся к группе риска.

Группа риска – это группа лиц, которые в связи с определенными обстоятельствами жизни больше остальных подвержены негативным воздействиям со стороны общества и его элементов, что вызывает социальную и психологическую дезадаптацию. [/Определение]

Причины появления «трудных» детей

Причин, в связи с которыми ребенок становится трудным, а затем и асоциальным, достаточно много, в их числе:

  • напряженность обучения в школе – увеличение объемов и интенсивности занятий, повышение темпов обучения;
  • возросшее давление на неокрепший ум и нервы школьника, вызванное рассогласованием того, что ребенок видит в реальной жизни, и того, чему его учат и что от него требуют в школе;
  • широкий спектр возможных недостатков морального воспитания, начиная непониманием моральных норм и заканчивая нежеланием считаться с ними;
  • интеллектуальная неразвитость, душевная черствость, эмоциональная глухота у большой доли детей;
  • неблагоприятная наследственность;
  • дефекты самооценки, ее завышение и нежелание признать объективные оценки и считаться с ними;
  • неустойчивые нервные процессы в условиях, благоприятных для возникновения отклоняющегося поведения;
  • отсутствие волевой саморегуляции, проявление импульсивности, расторможенности и несдержанности;
  • асоциальное поведение родителей – пьянство, употребление наркотиков, драки, преступный образ жизни и пр.;
  • абсолютное безразличие к ребенку или напротив, излишний контроль со стороны родителей;
  • подстрекательство со стороны взрослых и втягивание детей в группы асоциального поведения;
  • неблагоприятное течение периодов кризиса в развитии детей, бунт против ограничения их самостоятельности;
  • замедление темпов умственного, социального и морального развития.
«Обучение «трудных» детей» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Работа с «трудными» детьми в школе

Перевоспитание «трудных» детей протекает постепенно, с вытеснением накопившегося у них отрицательного жизненного опыта положительным. Это происходит в ходе общения и деятельности.

Продуманный план учебно-воспитательной работы с «трудными» детьми во многом определяет степень успеха их перевоспитания. В этом плане, обычно различают два взаимодополняющих аспекта:

  • во-первых, проведение мероприятий, рассчитанных на всех «трудных» учащихся школы;
  • во-вторых, индивидуальная работа с каждым таким школьником.

Первый аспект реализуется в общешкольном плане, а второй – в планах воспитателей и классных руководителей. План педагогической коррекции должен отвечать на три основных вопроса:

  • что должно быть устранено – негативные факторы воспитания в семье и школе, стихийно-групповое общение, негативные личностные особенности;
  • как это может быть устранено – анализ окружения ребенка и его поведения, определение, в какую полезную деятельность его целесообразно вовлекать;
  • кому и что нужно сделать – распределение обязанностей педагогов, психологов и пр. с установлением сроков и мер контроля за эффективностью работы.

Ответы на обозначенные вопросы позволяют составить план, содержащий перечень целей и задач на определенный период, указание путей и средств по их достижению. В общешкольном плане должны быть предусмотрены меры, направленные на выявление «трудных» детей, мероприятия, направленные на формирование сознательной дисциплины и культуры поведения учеников, проблематика взаимодействия педагогов и школьного самоуправления, взаимодействие с внешкольными учреждениями, учреждениями культуры и спортивными секциями, также следует уделить внимание изучению передового опыта и научных рекомендаций по вопросам перевоспитания школьников с отклоняющимся поведением.

План индивидуальной работы с «трудными» учениками может состоять из следующих шагов:

  • определить конкретные недостатки и объективные трудности воспитания данного ребенка внутри семьи и школы;
  • проанализировать нравственные и психологические особенности личности ребенка;
  • выявить имеющиеся положительные интересы и увлечения;
  • рассмотреть пути и средства формирования позитивных личностных качеств и организации социально ценного жизненного опыта.

Важно, чтобы все планируемые мероприятия были выстроены в определенную логическую систему, были продолжением и дополнение друг друга, не были случайными и не противоречили деятельности других звеньев воспитания.

Самой сложно задачей является подбор ключика к пониманию «трудного» ребенка. Это должна быть методика, которая поможет в выработке системы адекватных мер воспитания, поможет создать условия, при которых ребенок и сам захочет изменить свое поведение.

Дата последнего обновления статьи: 01.06.2024
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot