Этапы формирования навыка составления повествовательных рассказов
Повествование – это разновидность речи, которая из-за возрастной активности и деятельностного характера дошкольников привлекает их больше чем остальные и чаще воспроизводится ими в речевой практике. Но дети могут затрудняться при освоении повествовательных монологов рассматриваемого типа.
Формирование устной связной речи начинается при ознакомлении детей с художественной литературой и связано во многом с работой над заглавием. Если название дано до прочтения произведения, то детям можно задать вопрос – почему выбрано именно такое заглавие. Это поможет детям обратить внимание на связь содержания и заглавия. Вдумываясь в смысл заголовка дети легче выделят основную мысль всего текста, научатся ориентироваться в теме.
Чтобы установить связь содержания и заглавия, Смольниковой Н.Г. предложены разнообразные задания, например:
- сравнить художественные произведение: разнотемные и однотемные;
- обратить внимание детей, после прочтения произведения, на то, что один и тот же писатель может писать на разные темы, а разные авторы могут писать на одну тему, но раскрывать ее по-разному;
- рисовать на предложенную тему, анализируя рисунки, следует подчеркнуть, что их много, они все очень разные, но на одну тему;
- определить тему по обложке или иллюстрации к произведению;
- придумать собственный заголовок к тексту, картине, рисунку;
- выбрать наиболее подходящее название из нескольких вариантов, которые предложил учитель.
Следующий этап обучения – формирование навыка построения высказывания в определенной композиционной форме. Композиция рассказа начинает осознаваться детьми в момент ознакомления с художественной литературой. Знакомство детей со структурой рассказа может осуществляться в соответствии со следующей схемой:
- чтение середины и конца рассказа, то есть без заголовка и начала;
- вопросы к детям о том, какой части рассказа не хватает и как они это поняли;
- дети придумывают пропущенную часть рассказа;
- озаглавить рассказ;
- прочитать авторский текст.
Одновременно дети узнают значение каждого структурного компонента. Начало рассказа должно объяснять, о ком или о чем будет идти речь в тексте, где и когда происходил тот или иной случай. Середина – это основная часть рассказа, в ней подробно рассказывают о каком-то событии или случае. Заключительная часть – развязка всех сюжетных линий.
Обучение составлять повествовательный рассказ продолжается на основании серии сюжетных картинок. Каждая серия состоит из 3-5 картинок, каждой из которых отображается отдельный эпизод рассказа. Детям предлагают разные варианты предъявления картин, например, первая картина открыта, а остальные – закрыты, последняя открыта и пр. По их расположению дети должны составить рассказ. При рассматривании картин детям предоставляют образцы разных синтаксических форм и способов межфразовой речи.
Обучение повествовательному рассказу по игрушке
Повествование с опорой на игрушку начинают с того, что выделяют ее характерные особенности. Затем учитель предлагает придумать рассказ о ней. Также можно предложить придумать рассказ по предложенному набору игрушек, который призван подсказать сюжетную линию. Более сложный вид занятий – игры-инсценировки, во время которых дети составляют рассказ с одновременным осуществлением действий с игрушками. На первых занятиях учитель может предлагать образец рассказа. Позже образец дают только в том случае, если есть такая необходимость.
Учитель предлагает детям подумать, о каких игрушках они будут рассказывать, напоминая, что нельзя повторять персонажи и действия, которые были придуманы другими людьми.
При обучении детей повествовательному рассказу широко используются картины. Они дают конкретно-чувственный речевой материал, активизируя познавательную деятельность детей, их чувства, обогащая, углубляя, закрепляя знания детей и помогая понять не только внешние стороны сюжета, но внутренние связи действующих лиц, выраженные движениями, позами, выражениями лиц и пр.
Картины помогают расширить поле непосредственного наблюдения, способствуя развитию мышления детей, их речи и стимулируя детской словесное творчество, напоминая об увиденном, пережитом, возбуждая работу воображения и памяти.
При этом наличие картины на занятии само по себе не может обеспечить усвоения детьми речевого материала, не приведет к формирования способности точно, живо и эмоционально самостоятельно выражать в речи свои мысли и впечатления. Картины только помогают создать благоприятные условия для ознакомления детей с окружающим миром, чтобы обучить их родному языку.
Рассматривание картин следует обычно за краткой вступительной беседой, устанавливающей этого занятия с предшествующими наблюдениями, играми и трудовой деятельностью. Если учителя не проводят таких бесед, то дети будут не готовы воспринимать картины, а вопросы о том, что ребенок видит на картине, зачастую побуждают детей просто перечислить все то, что попадает в их поле зрения. Дальнейшими вопросами можно нарушить целостность восприятия картины и вызвать то, что дети без связи одних фактов с другими будут указывать на изображенные предметы.
После проведения вступительной беседы, картину вывешивают таким образом, чтобы ее хорошо видели все дети. Дают 1-2 минуты на рассматривание ее учениками и высказывание своих впечатлений и чувств. Учитель должен поддерживать разговоры детей и постепенно начинает беседу, касающуюся содержания картины. После беседы с детьми учитель помогает им объединить все высказывания в связный рассказ, что помогает воссоздать детей целостное предсказание о картине.
Рассказ-образец, который помогает детям осмысливать содержание картины, разобраться во взаимоотношениях персонажей. Ученики на практике видят, как может быть передано содержание картины, учатся соотносить рассказ с ней. Рассказ-образец должен быть содержательным и интересным, лаконичным и законченным, четко изложенным.