Сохранное развитие ребенка – это своевременное формирование и нормальное функционирование всех психических процессов в соответствии с принятыми нормами, исключая какие-либо патологии и дефекты в развитии.
Ребенок с сохранным развитием – это ребенок с нормальным развитием, т.е. все функции его организма развиваются своевременно, в соответствии с возрастной динамикой.
Развитие ребенка без патологий реализуется по принятым программам дошкольного образования в соответствии с требованиями ФГОС ДО. Они ориентированы на разностороннее развитие личности ребенка, формирование у него навыков различной деятельности и социального взаимодействия.
Освоение дошкольниками продуктивной деятельности
Продуктивная деятельность – это деятельность по созданию какого-то продукта с применением определенных навыков и эффективных операций, которые характеризуются высокой степенью полезности.
Продуктивная деятельность дошкольников связана с выполнением аппликаций, лепкой, конструированием. Все эти виды деятельности позволяют отразить различные объекты окружающего мира ребенка т.е. создать готовый продукт своими руками и использовать его в конкретных целях. Кроме того, в ходе выполнения продуктивной деятельности, дошкольники знакомятся с природными материалами, развивают навыки организованной трудовой деятельности и расширяют свой кругозор.
Основными методами организации продуктивной деятельности дошкольников являются:
- Информационные методы. Они ориентированы на получение детьми представлений о конкретных объектах, их отличительных признаках и пространственном расположении.
- Исследовательские методы. Они направлены на самостоятельное познание детьми, посредством поиска решения, поставленной задачи. Такие методы, как правило, используются в старшем дошкольном возрасте.
- Эвристические методы. Они связаны с обучением деятельности по ее отдельным аспектам т.е. обучение совершению отдельных операций.
- Репродуктивные методы. Они направлены на отработку, тренировку практических навыков деятельности. Дети тренируются в выполнении того, что они уже знают и умеют, отрабатывая различные способы продуктивной деятельности.
Каждый из данных методов включает в свой состав наглядные, словесные и игровые приемы обучения. При этом, чаще всего, используются игровые и наглядные приемы обучения репродуктивной деятельности.
Наглядные приемы продуктивного обучения реализуется через наблюдение за объектами окружающего мира и их обследование т.е. восприятие посредством органов чувств: рассматривание, обнюхивание, ощупывание.
Словесное объяснение предназначено для разъяснения воспитателем какой-то информации по поводу продуктивной деятельности: пояснение приемов конструирования, выполнения отдельных операций и т.д. Также, педагог может давать детям подсказки выполнения какой-то операции, давать советы, напоминать способы совершения той или иной операции.
Использование игровых приемов обучения продуктивной деятельности связано с необходимостью мотивации дошкольников к ее совершению. Игровые приемы помогают детям расслабиться и полностью погрузить в деятельность, делая ее более увлекательной и простой.
Социализация дошкольников с сохранным развитием
Социализация – это процесс освоения индивидом норм и правил социального поведения и его включение в социальную сферу деятельности.
Важным аспектом социализации ребенка является его коммуникативное развитие. Дети должны освоить навыки установления положительных контактов со сверстниками и другими возрастными категориями граждан.
Развитие навыков общения дошкольника является наиболее актуальной проблемой современности. Дети информационного общества с раннего детства познают мир виртуального общения, что приводит к сложностям установления контактов в реальном мире. Поэтому, развитию общения дошкольников уделяется особое внимание. Именно в этот возрастной период происходит вступление ребенка в социальный мир и формирование первых социальных связей и отношений.
Навыки общения формируются в ходе различных видов деятельности детей. Дети учатся общаться при выполнении трудовых операций, в игре, на прогулке, в продуктивной и творческой деятельности. Общение является составным компонентом всех направлений образовательной и воспитательной деятельности в ДОУ.
Организация общения дошкольников разных возрастных групп имеет свои особенности:
- Общение детей младшего дошкольного возраста характеризуется потребностью в установлении контактов со взрослыми и детьми. Ребенок знакомится с детьми, приспосабливается к детскому коллективу, осваивает его правила. В этот период, ребенку требуется помощь взрослого: объяснение правильности поведения в конкретной ситуации, разрешении противоречий и конфликтов. Детям необходимо объяснять, каким образом можно попросить чужую игрушку, что нельзя обижать других, забирать их вещи и игрушки, вредничать и ругаться. При этом, важно, проявление терпимости к поведению ребенка и спокойное разъяснение его норм и правил. Ребенок еще не знает, как нужно поступать в той или иной ситуации, а только учится этому.
- Общение детей в среднем дошкольном возрасте характеризуется расширением границ и эмоциональным насыщением. Ребенок испытывает острое желание общаться с другими и познавать мир. Его конфликтность, нелюдимость исчезают, и он желает делиться игрушками, играть вместе с другими детьми. В этом возрасте актуальна организация игровой деятельности детей. Причем, игры должны носить познавательный и подвижный характер. Больше всего подойдут дидактические игры. Также, общение развивается в проектной деятельности детей и в их привлечении к исследованию.
- Общение детей в старшем дошкольном возрасте характеризуется подражанием взрослым, т.е. ребенок устанавливает коммуникативные связи так, как делает это близкий ему взрослый человек. Поэтому, на данном этапе важен положительный пример взрослого. Дети оценивают свое поведение и поведение других детей, формируют свой взгляд на какие-то вещи и события. Общение приобретает более интимный характер т.е. ребенок выбирает себе «друга по интересам» т.е. того, кто ему симпатичен, с кем ему интересно общаться, узнавать что-то новое. В этом возрасте актуально организовывать командные игры и соревнования, а также ролевые и сюжетные игры. Коммуникативные навыки активно формируются в организации различных мероприятий, праздников.