Обучение чтению на уроках английского языка
Сформировать навыки и умения в чтении – одна из наиболее значимых составляющих процесса изучения английского языка на всех его этапах. Чтение является рецептивным видом речевой деятельности, входит в сферу коммуникативно-общественной деятельности людей и обеспечивает письменную форму общения.
Начальный этап обучения чтению имеет цель сформировать у учеников технику чтения на иностранном языке, а именно навыки
- быстро устанавливать звукобуквенные соответствия;
- правильно озвучивать графический образ слова и соотносить его со значением, то есть понимать/осмысливать прочитанное;
- читать по синтагмам, объединяя слова в определенные смысловые группы;
- читать в естественном темпе тексты, построенные на знакомом языковом материале;
- выразительно читать тексты вслух, с правильным ударением и интонацией.
Эффективно решать поставленные задачи можно благодаря современным обучающим технологиям, учитывающим потребности младших школьников, их психологические возрастные возможности во время организации процесса обучения.
Обучения чтению на английском языке в разных возрастах
Младший школьный возраст ограничен временными рамками 6-10 лет. В это время идет активное развитие познавательных процессов. Восприятие становится управляемым, точным, расчлененным, преднамеренным, отмечается четкое распределение отношений анализа и синтеза. Произвольное внимание становится устойчивее. Основываясь на этих психических особенностях, можно сформулировать педагогические требования к организации процесса обучения чтению на английском языке:
Практическая направленность процесса обучения:
- формулировать конкретные коммуникативно-мотивированные задания и вопросы, направленные на решение практических задач и проблем, которые дают возможность осваивать ряд новых знаний и навыков, а также понимать содержание и смысл читаемого;
- обязательно выделять громкоречевой этап чтения, способствующий закреплению навыка артикуляции и интонирования фонетически правильной речи и внутреннего слуха.
Дифференцированное обучение:
- учитывать возрастные психологические особенности учеников, индивидуальные стили их познавательной деятельности во время передачи им новых знаний и формирования навыков и умений;
- использовать аналитические и синтетические упражнения, задания, дифференцированные в соответствии со степенью сложности, на основании индивидуальных особенностей учеников, выбирать адекватные приемы работы по обучению чтению вслух и про себя.
Учет особенностей родного языка:
- использовать положительный перенос навыков чтения, которые формируются ими уже сформировались на родном языке учеников;
- максимально снизить интерферирующее воздействие навыков чтения на родном языке, связанное с особенностями русского языка, через объяснение, сопоставление, демонстрацию способов действия и обильную тренировку чтения.
Доступность, посильность и сознательность обучения.
Комплексный подход к формированию мотивации:
- уделять во время урока большое внимание на выполнение игровых заданий, действия в проблемных ситуациях коммуникативного характера;
- использовать различные виды наглядности, стимулирующие осмысление нового материала, создавать ассоциативные связи, опоры, помогающие лучше усваивать правила чтения, графические образы слов интонационных моделей фраз.
Интегрированный и функциональных подходы в обучении: необходимость строить обучение чтению на основании устного опережения, то есть дети проявляют навык чтения текстов, содержащих языковой материал, уже усвоенный ими в устной речи; на этапе овладения новыми буквами алфавита, буквосочетаниями и правилами чтения используется правильная последовательность введения новых лексических единиц и речевых образцов в устной речи.
К 5-му классу ученики уже способны:
- понимать текст, который строится преимущественно на знакомом речевом материале, догадываться о том, что значат отдельные незнакомые слова;
- определять свое отношение к прочитанному, пользоваться извлеченной информацией в других видах речевой деятельности.
В 5 классе, в соответствии с программой по английскому языку, завершается формирование техники чтения вслух и про себя, идет усиление работы со словарем, а также по развитию механизмов языковой догадки за счет опоры на знание правил словообразования. Начинается период отработки различных стратегий в обучении чтению:
- с полным пониманием, то есть изучающее чтение;
- с пониманием основного содержания, то есть ознакомительное чтение.
Что же касается просмотрового чтения, то подготовка к нему представляет собой специальные задания: по поиску необходимой информации в тексте, чтение ее вслух, подчеркнуть или выписать основную мысль.
В 6-7 классах ученики уже достаточно овладели изучающим ознакомительным чтением, а также элементами просмотрового чтения. Причем в сфере ознакомительного чтения ученики должны читать и понимать основное содержание несложных аутентичных текстов, которые содержат много незнакомых слов, о значении которых учащиеся должны догадываться по контексту, словообразованию, сходству с родным языком.
Многие ученики 5-7 классов не всегда хорошо владеют техникой чтения. Одна из причин этого – недостаточное внимание, уделяемой самой разработке методики чтения на английском языке в условиях новой школы. Основной акцент теперь следует делать на развитии навыков устной речи, а учитель невольно всю работу над чтением подчиняет решению этой задачи. В учебниках английского языка дифференцированный подход к обучению устной речи и чтению получил свой отражение. Однако, вместо того, чтобы ученики прочитали текст и выполнили задание, которое демонстрирует понимание прочитанного, им предлагают чтение, перевод, пересказ текстов и ответы на вопросы по ним. Чтение на уроке, таким образом, утрачивает свою самостоятельность, становясь атрибутом устной речи, а материал для чтения становится дополнительным стимулом в развитии навыков говорения.