Возрастная периодизация
Мысль о том, что физическое развитие, как и умственное, тесно связано с возрастом, высказывали ещё в древности. Чтобы правильно выстроить управление действиями развития, было предпринято огромное количество попыток упорядочить периоды человеческого существования. Наиболее популярны исследования, посвященные периодизации развития, разработанные Я. А. Коменским, Д. Б. Элькониным, Н. Д. Левитовым. Количество предложенных периодизаций на нынешний день достигло нескольких десятков и продолжает вырастать, так как пока что утопично сконструировать систему, опирающуюся только на какой-то один аспект, и которая была бесспорной.
В настоящее время общепризнанной считается периодизация, базирующаяся на выделении возрастных особенностей. Возрастные особенности – это более характерные индивидуальности физического, психического и общественного развития детей в любой из возрастных периодов.
Так как биологическое и духовное формирование человека очень тесно взаимосвязаны между собой, то изменения, соответствующие определённому возрасту наступают и в психической сфере. Происходит социальное вырабатывание, проявляется возрастная динамика духовного развития личности, что служит природной основой для выделения последовательных шагов развития человека и составления возрастной периодизации.
Педагогика школы наибольшее предпочтение отдаёт периодизации, охватывающей жизнь и формирование человека школьного возраста.
Возрастная периодизация">
Основу педагогической периодизации составляют стадии физического и психического развития, с одной стороны, и условия, в которых проходит воспитание, – с другой.
Программа подготовки детей к школе
Этап переход от дошкольного детства к школьному, по словам педагога Л. И. Божович, можно охарактеризовать значительными изменениями положения ребенка в образе всей его жизни. При этом необходимо выделить, что положение школьника формирует необычную нравственную направленность его личности. Учёба - это не просто деятельность по усвоению познаний, а один из способов, чтобы подготовиться к будущему. Она осознается и переживается ребенком как его личная трудовая обязанность, как его роль в повседневной жизни людей. Поэтому то, как будет обращаться маленький ученик со своими школьными обязанностями, удача или неудача в учении, приобретает для него особо острую аффективную окраску. Поэтому можно говорить, что вопросы школьного обучения — это не просто вопросы образования, умственного становления ребенка, но, в первую очередь, вопросы формирования личности школьника.
В связи с этим возникает проблема готовности ребенка к школьному обучению. Долгое время считалось, что аспектом готовности ребенка к обучению считается степень его умственного развития, с чем были не согласны многие педагоги. Одним из первых высказал мысль о том, что подготовленность к школьному обучению держится не столько в количественном запасе представлений, насколько в уровне развития познавательных действий, русский педагог Л. С. Выготский. По его мнению, быть готовым к школьному обучению — значит, прежде всего, уметь суммировать и дифференцировать в конкретных категориях вещи и явления находящегося вокруг мира.
Выделяют три ключевые линии, по которым осуществляется подготовка ребёнка к школе:
- общее развитие. К тому времени, когда малыш станет школьником, его общее развитие должно достигнуть конкретного значения. В первую очередь речь идет о развитии памяти, интереса и в особенности интеллекта.
- воспитание способности самостоятельно и осознанно управлять собой. У детей дошкольного возраста яркое восприятие, элементарно переключаемое внимание и отменная память, но осознанно управлять ими в полной мере он еще не может.
- создание мотивации к учёбе. Имеется в виду не тот природный интерес, который демонстрируют дошкольники. Речь идет о воспитании настоящей и глубочайшей мотивации, которая станет побудительной предпосылкой их рвения к приобретению знаний.
Особенности воспитания детей младшего школьного возраста
В возрасте шести лет ребенка ожидает первая крупная перемена в жизни. Переход от дошкольного в школьный возраст связан с изменениями его деятельности, общения, отношений с другими людьми. На смену игре в качестве ведущей деятельности приходит учение, изменяется сам уклад жизни, возникают новые обязанности, по-новому строятся отношения с окружающими.
В младшем школьном возрасте усовершенствуется нервная система, интенсивно развиваются функции больших полушарий головного мозга, возрастает аналитическая и синтетическая функции коры. Столь же стремительно развивается и психика ребенка. Увеличивается точность работы органов чувств.
Восприятие младших школьников отличается неустойчивостью и неорганизованностью, но в то же время и остротой и новизной. Внимание младших школьников ещё недостаточно стабильно, невольно, ограничено по размеру. Потому весь процесс обучения и обучения ребенка начальной школы подчинен обучению культуры интереса.
Мышление детей начальной школы развивается от чувственно-образного к абстрактно-логическому. В школе интеллект развивается так, как ни в какое другое время. В особенности здесь велика роль учителя. Мышление детей развивается совместно с их речью. Словарный резерв нынешнего четвероклассника насчитывает примерно 3500-4000 слов.
Огромное значение в познавательной деятельности школьника приобретает память.
Природные возможности школьника первой ступени чрезвычайно важны: его мозг обладает такой пластичностью, которая позволяет ему просто управляться с задачами дословного запоминания. Его память имеет по преимуществу наглядно-образный характер. Но воспитанники начальной школы не могут пользоваться своей памятью и подчинить ее задачам обучения.
Неравномерность развития
Формирование каждой личности проистекает неравномерно. Это проявляется в неодинаковых темпах овладения конкретными видами деятельности и в различном развитии психических действий и параметров. Одни дети скорее обращают внимание на житейские ситуации, быстрее соображают, работают, пытливы; другие же пассивны, инертны, их интересы весьма ограничены; третьи демонстрируют способности только к какой-нибудь одной области познания или деятельности.
Психологи разъясняют подобную ситуацию закономерностями возрастного развития, наличием ведущих видов деятельности во всяком возрастном периоде, ведущих звеньев в развитии нервной системы, к примеру, сенсорного обучения в дошкольном возрасте.
Большое значение имеют натуральные задатки, как протекали беременность и роды матери, условия жизни, изначальное образование и воспитание. Познание данных особенностей чрезвычайно принципиально для того, чтобы правильно организовать целенаправленную и систематическую работу по развитию всех детей, в том числе и слаборазвитых. Достигнуть этой цели можно путём Путь создания интересов, предрасположенностей, потребностей каждого ребенка.
Пренебрежение неравномерностями развития детей приводит к тому, что слаборазвитые дети никак не продвигаются вперед, а способные дети теряют интерес к учёбе.
Учёт особенностей
Одним из первых педагогов, настаивавших на серьезном учете в учебно-воспитательной работе возрастных особенностей детей, был Я. А. Коменский. Он разработал и доказывал принцип природосообразности, по которому образование и воспитание обязаны подходить возрастным шагам развития. Как в природе всё происходит в определённое, специально предназначенное для этого время, так и в воспитании все должно идти своим чередом.
Учет возрастных особенностей – один из главных педагогических принципов. Опираясь на него, педагог может регламентировать учебную нагрузку, устанавливать обоснованные объемы занятости разнообразными видами труда, описывать наиболее удачный для развития порядок дня, режим отдыха и труда. Возрастные особенности призывают много времени и внимания уделять правильному решению вопросов отбора и расположения учебных предметов и учебного материала во всяком предмете, обусловливают подбор форм и методик учебно-воспитательной деятельности.
У отдельных детей строится так называемый опережающий темп развития. В педагогике такое явления носит название "акселерация". Акселерация чаще всего проявляется только в ускорении физического развития, которое может наблюдаться в детском и в школьном возрастах. Этот процесс приводит с одной стороны, к рассогласованности темпов физического, а иногда и психического развития, и темпов эмоционального и общественного действия и развития личности – с другой.