Понятие народной педагогики
Народная педагогика является составной и неотъемлемой частью общей духовной народной культуры.
Она возникла в глубокой древности и явилась историческим предшественником научной педагогики, значительно повлияв на её формы.
Исследователи народной педагогики Сухомлинский В.А., Ушинский К.Д., Макаренко А.С. в своих трудах показали взаимовлияние и взаимообусловленность научной и народной педагогики, дополняющих и обогащающих друг друга.
Воспитание в современной педагогике тесно перекликается с мыслями и идеями, которые были выражены в поговорках, сказках, пословицах и преданиях. Народная мудрость о правилах воспитании - это выражение многовековой педагогической культуры и практики семейного воспитания народа.
Методы народного воспитания
Опыт, накопленный веками, позволил народу сформировать определенные дидактические правила и приёмы воспитания детей.
В бытовой практике присутствуют следующие методы воспитательного воздействия на ребенка:
- приучение,
- разъяснение,
- одобрение,
- поощрение,
- убеждение,
- личный пример старших,
- осуждение и укор,
- наказание.
Разъяснение и убеждение применяются в народной педагогике для формирования у ребенка положительного отношения к трудовой деятельности, достойного поведения в обществе и в семье.
Для народной педагогики важное значение имел наглядный показ способов выполнения разных видов труда. Наблюдая за взрослыми и прислушиваясь к их совету, дети должны были выработать необходимые для себя приёмы труда и навыки.
Удивительно, но народные воспитатели включали в свои высказывания различные педагогические категории, такие как наставление, упрёк, предупреждение и некоторые педагогические условия, при выполнении которых можно добиться успеха в каком-либо деле. Такие условия детерминируются словом «если». Например, у казахов существует афоризм: «Если из путешествия возвратился шестилетний, то его должен обязательно навестить шестидесятилетний», а каракалпаки советуют: «Если ты посеял просо, то не жди пшеницы».
Распространённым методом в народной педагогике является приучение. В народе говорили: «Вещи моют водой, а детей воспитывают приучением». Особенно типично приучение для раннего детства. Приучая ребёнка к чему-либо, взрослые дают поручения и их выполнение.
Убеждение в качестве метода воспитания должен содержать в себе одновременно разъяснение и доказательство. Убеждение заключается в показе конкретных образцов и примеров, после чего у ребёнка пропадает сомнение в разумности понятий, поступков, действий и постепенно накапливается нравственный опыт и желание руководствоваться им.
Поощрение и одобрение также достаточно широко применялись в практике народного семейного воспитания. Дети всегда испытывают потребность в оценке своего труда и поведения. Одобрение родителей, их устная похвала - первое поощрение в семье.
Личный пример является самым радикальным и действенным методом народного воспитания. Нравственность родителей, их трудовая и общественная деятельность, взаимоотношения внутри семьи, отношение к окружающим людям, к искусству, к вещам - всё это является примером для детей и формирует их личность. Поэтическая форма воспитательного воздействия на детей - это благославление родителей.
Народная педагогика использовала и такие методы воспитания, как наказание, принуждение, порицание, запрет и даже упрёк. В народе чаще всего применялось словесное осуждение отрицательных поступков. Осуждение сопровождалось, как правило, внушением, для осознания ребенком своих ошибок и их устранения. Родительский укор применялся значительно реже, в основном как мера предупреждения.