Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Музейная педагогика

Понятие музейной педагогики

Определение 1

Музейная педагогика – научная дисциплина, рассматривающая музей в качестве образовательной системы и находящаяся на стыке музееведения, психологии и педагогики.

Данная наука зародилась в начале прошлого столетия и приняла на себя посредническую роль между учащимися и искусством. В качестве особой области знаний музейная педагогика начинает формироваться в мире после 1960 года, а в России только в начале 70-х годов.

Музейная педагогика сегодня развивается, решая проблемы музейной коммуникации. Она направлена на активизацию творческих способностей личности и служит средством творческой самореализации детей. Музейная педагогика инициирует личностно-ориентированное образование и воспитание.

Музейная педагогика представляет собой область образовательно-воспитательной деятельности, направленной на формирование у детей ценностного отношения к окружающей действительности.

Цель и задачи музейной педагогики

Замечание 1

Цель музейной педагогики заключается в построении диалогического взаимодействия взрослых и воспитанников в музейной среде, которая способствует развитию исследовательской, созидательной, познавательной деятельности у детей.

Основные задачи музейной педагогики состоят в следующем:

  • реализация направленности музейной педагогики;
  • насыщение предметно-развивающей среды;
  • обогащение новыми формами процесса познания;
  • формирование у учащихся представлений о музее;
  • расширение кругозора и представлений о мире;
  • развитие познавательной деятельности и познавательных способностей;
  • формирование исследовательских навыков и умений;
  • формирование активной жизненной позиции.

Условия развития музейной педагогики

«Музейная педагогика» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Музейная педагогика, как и любая другая наука, может развиваться только при выполнении определенных условий, в частности:

  • приоритетность культурного наследия региона;
  • интегративность знаний;
  • удовлетворение потребности в познании;
  • диалогичность;
  • развитие детей через деятельность;
  • опора на эмоционально-чувственную сферу ребенка.

Формы работы

В музейной педагогике существуют различные формы работы, как общие для педагогики в целом, так и специфические. Вся работа делиться на:

  • работу с педагогами;
  • работу с родителями;
  • работу непосредственно с детьми.

Данные виды работы могут проводиться в следующих формах:

  • консультации,
  • рекомендации по организации музейных уроков,
  • семинары-практикумы,
  • конкурсы-смотры,
  • познавательное сотрудничество,
  • аналитическое сотрудничество,
  • сотрудничество в сфере музейной педагогики,
  • занятия,
  • беседы,
  • экскурсии,
  • прогулки-походы,
  • экспериментирование.

В музейной педагогике для активизации деятельности используют новые формы организации работы с детьми в рамках музейного образования и воспитания. Уроки могут проходить в следующих формах:

  • соревнование;
  • имитация какой-либо деятельности, например путешествия или репортажа;
  • праздник;
  • диспут;
  • концерт;
  • урок-фантазия;
  • работа с документами;
  • урок на тему «Исторический портрет»;
  • работа с музейными экспонатами;
  • экскурсия;
  • экскурсия в виде игры или конкурса;
  • заочное путешествие по улицам города;
  • викторины.

В практической деятельности в рамках музейной педагогики достаточно эффективно использование интерактивных форм работы, таких как:

  • представление экскурсовода в виде какого-либо героя;
  • театрализация;
  • игровая ситуация.

Данные формы работы побуждают детей думать, анализировать культурные факты, переживать, что провоцирует формирование инициативной, свободной и творческой личности.

Раскрыть детям предметный мир помогут активные методы, построенные на базе того, что ученики не просто смотрят, слушают, выполняют определенные задания, но и активно действуют, принимают участие в мероприятиях.

Каждое занятие обязательно должно сопровождаться мотивацией и актуализации знаний. Если ребёнок не поймёт цель нахождения в музее и необходимость этого, то дальнейшая деятельность будет малоэффективной.

Для мотивации полезно включать в работу следующие приёмы:

  • удивление, когда в самом начале вводится факт, удивляющий и способный заинтересовать ребёнка;
  • постановка целей в качестве игровой задачи;
  • формулировка эпиграфа занятия, который бы задевал эмоциональную сферу;
  • постановка проблемы.
Дата последнего обновления статьи: 01.07.2024
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot