Понятие музейной педагогики
Музейная педагогика – научная дисциплина, рассматривающая музей в качестве образовательной системы и находящаяся на стыке музееведения, психологии и педагогики.
Данная наука зародилась в начале прошлого столетия и приняла на себя посредническую роль между учащимися и искусством. В качестве особой области знаний музейная педагогика начинает формироваться в мире после 1960 года, а в России только в начале 70-х годов.
Музейная педагогика сегодня развивается, решая проблемы музейной коммуникации. Она направлена на активизацию творческих способностей личности и служит средством творческой самореализации детей. Музейная педагогика инициирует личностно-ориентированное образование и воспитание.
Музейная педагогика представляет собой область образовательно-воспитательной деятельности, направленной на формирование у детей ценностного отношения к окружающей действительности.
Цель и задачи музейной педагогики
Цель музейной педагогики заключается в построении диалогического взаимодействия взрослых и воспитанников в музейной среде, которая способствует развитию исследовательской, созидательной, познавательной деятельности у детей.
Основные задачи музейной педагогики состоят в следующем:
- реализация направленности музейной педагогики;
- насыщение предметно-развивающей среды;
- обогащение новыми формами процесса познания;
- формирование у учащихся представлений о музее;
- расширение кругозора и представлений о мире;
- развитие познавательной деятельности и познавательных способностей;
- формирование исследовательских навыков и умений;
- формирование активной жизненной позиции.
Условия развития музейной педагогики
Музейная педагогика, как и любая другая наука, может развиваться только при выполнении определенных условий, в частности:
- приоритетность культурного наследия региона;
- интегративность знаний;
- удовлетворение потребности в познании;
- диалогичность;
- развитие детей через деятельность;
- опора на эмоционально-чувственную сферу ребенка.
Формы работы
В музейной педагогике существуют различные формы работы, как общие для педагогики в целом, так и специфические. Вся работа делиться на:
- работу с педагогами;
- работу с родителями;
- работу непосредственно с детьми.
Данные виды работы могут проводиться в следующих формах:
- консультации,
- рекомендации по организации музейных уроков,
- семинары-практикумы,
- конкурсы-смотры,
- познавательное сотрудничество,
- аналитическое сотрудничество,
- сотрудничество в сфере музейной педагогики,
- занятия,
- беседы,
- экскурсии,
- прогулки-походы,
- экспериментирование.
В музейной педагогике для активизации деятельности используют новые формы организации работы с детьми в рамках музейного образования и воспитания. Уроки могут проходить в следующих формах:
- соревнование;
- имитация какой-либо деятельности, например путешествия или репортажа;
- праздник;
- диспут;
- концерт;
- урок-фантазия;
- работа с документами;
- урок на тему «Исторический портрет»;
- работа с музейными экспонатами;
- экскурсия;
- экскурсия в виде игры или конкурса;
- заочное путешествие по улицам города;
- викторины.
В практической деятельности в рамках музейной педагогики достаточно эффективно использование интерактивных форм работы, таких как:
- представление экскурсовода в виде какого-либо героя;
- театрализация;
- игровая ситуация.
Данные формы работы побуждают детей думать, анализировать культурные факты, переживать, что провоцирует формирование инициативной, свободной и творческой личности.
Раскрыть детям предметный мир помогут активные методы, построенные на базе того, что ученики не просто смотрят, слушают, выполняют определенные задания, но и активно действуют, принимают участие в мероприятиях.
Каждое занятие обязательно должно сопровождаться мотивацией и актуализации знаний. Если ребёнок не поймёт цель нахождения в музее и необходимость этого, то дальнейшая деятельность будет малоэффективной.
Для мотивации полезно включать в работу следующие приёмы:
- удивление, когда в самом начале вводится факт, удивляющий и способный заинтересовать ребёнка;
- постановка целей в качестве игровой задачи;
- формулировка эпиграфа занятия, который бы задевал эмоциональную сферу;
- постановка проблемы.