В рамках становления антропоцентрического подхода категория личности выступает одной из наиболее значимых и, вместе с тем, наиболее противоречивых категорий современных гуманитарных наук. Истоки концепции развития личности своими корнями уходят в эпоху Возрождения, когда человек был поставлен в центр мироздания, однако, по сегодняшний день не существует единого подхода к дефиниции и понимаю сущности личности.
Подходы к дефиниции личности, личность в педагогике
Современное понимание личности как экзистенции, живого существа во многом обусловлено христианской мировоззренческой парадигмой, синтезировавшей семантику слова «лицо», которое в античности использовалось и для номинации юридического лица, и для обозначения театральной маски с категорией ипостаси, существования.
В современной научной литературе под личностью понимается психологическое, социальное образование, которое формируется в результате вовлеченности в социальное взаимодействие.
Особенностью понимания личности в педагогике выступает интерпретация феномена личности как главной ценности дидактики; высшего синтетического, интегрального понятия.
Акцент педагогов смещается на характеристики становления личности, постоянного изменения ее свойств в результате влияния образовательно-воспитательного процесса. Личности в педагогике – экзистенция, которая находится в состоянии постоянных изменений, трансформаций под воздействием педагогического влияния. В то же время, личность сама оказывает огромное влияние на реализацию образовательно-воспитательного процесса, выступая, таким образом, одновременно и объектом и субъектом педагогики.
Структура личности: дефиниция
Структура личности – то, что формирует исключительность, уникальность экзистенции; то, что отличает каждого человека от других, превращает его в «микрокосмос» (А. Чижевский); вся совокупность мировоззренческих инсталляций, Я-концепции, особенностей восприятия себя и окружающих, интенций развития и саморазвития, устремлений и верований, жизненного опыта и интеллектуальных, душевных, волевых и физических способностей.
Компоненты структуры личности в психолого-педагогической научной литературе
В структуре личности выделяют следующие составляющие:
- направленность – мотивация деятельности индивидуума;
- личностные потребности как внутренний источник активности личности;
- способности – синтетическая особенность индивидуума, определяющая характер реализации деятельности;
- темперамент – динамическая характеристика особенностей протекания психической деятельности;
- характер – совокупность психологических свойств индивидуума, влияющая на реализацию поведенческих стратегий;
- эмоции – особенности восприятия личностью социально-природной окружающей среды;
- интересы как стимулы реализации активности индивидуума;
- идеалы и мировоззрение личности.
Указанные составляющие могут быть условно разделены на три основных класса компонентов, формирующих личность как интегральное, синтезное единство:
- личность как физическое существо, наша телесная сущность, которая во многом обуславливает особенности нашего мировосприятия, миропонимания; специфику нашей духовной и социальной составляющей;
- личность как часть социального взаимодействия. Выступая неотъемлемой частью сложной системы социальных взаимоотношений, личность неизменно принимает на себя многочисленные социальные роли, накладывающие свой отпечаток на формирование мировоззрения, духовную сферу индивидуума;
- личность как духовная экзистенция - синтез всех свойств, верований индивидуума. Максимально полная интеграция всех частей сознания.
Таким образом, в рамках педагогической науки личность интерпретируется как динамично меняющаяся исключительность, на которую направлено педагогической воздействие. В структуре личности выделяют ряд компонентов физического, социального и духовного плана, развитие которых при реализации образовательно-воспитательного процесса способствует развитию личности в целом, формирует ее уникальность, неповторимость.