Коррекционная педагогика представляет собой область педагогической науки, направленную на изучение условий реализации образовательно-воспитательного процесса для детей с различными психо-физическими нарушениями с целью оптимизации образовательно-воспитательного процесса, обеспечения оптимальных условий для достижения максимально возможного уровня развития личности, ее адаптации и социализации.
Разделы коррекционной педагогики
На современном этапе развития коррекционная педагогика включает в себя несколько разделов, изучающих специфику работы с детьми с определенными нарушениями развития:
- с задержкой психического развития;
- глухими и слабослышащими;
- с нарушениями интеллекта;
- слепыми и слабовидящими;
- с нарушениями эмоционального развития;
- со сложной структурой нарушений;
- с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата.
История развития коррекционной педагогики в России
Становление специальной педагогики изначально осуществлялось в рамках дефектологии – интегративной области научных знаний, синтезирующей психолого-педагогическое и клинико-физическое направления исследования процессов развития личности ребенка. Таким образом, начиная с периода своего развития как самостоятельной научной области, коррекционная педагогика выступает тесно связанной с психологическими и медицинскими дисциплинами. В историческом плане первыми возникли тифлопедагогика, сурдопедагогика, возникшие в начале $XIX$ столетия; в последней четверти того же века осуществлялось становление олигофренопедагогики.
Необходимость оказания помощи детям с особыми потребностями приводит к созданию в России начала XX века сети учебных заведений, интенсивно развивается теория и практика логопедии, разрабатываются подходы теоретико-методологического обоснования и практической реализации системной педагогической коррекции.
В $50-60$-х годах прошлого столетия осуществляется создание дифференцированной системы специальных школ, включающих 8 видов образовательных учреждений, разрабатывается специальная дидактика для работы с детьми с особыми потребностями.
Одним из крупнейших достижений конца $XX$ - начала $XXI$ ст. становится появление диагностического инструментария для выявления детей с особыми потребностями на ранних этапах развития.
Цель и содержание специального обучения
Начиная с периода своего становления и по сегодняшний день, главной целью коррекционной педагогики выступает целостное изучение анормального ребенка для оказания эффективной коррекционной помощи, поддержки личности.
Психика в рамках научной области понимается как живая развивающаяся система, недостаточность или анормальное состояние сформированности которой может быть скорректировано посредством применения специализированных практических методов обучения.
Основные направления исследований современной специальной педагогики
- совершенствование, повышение эффективности диагностических инструментов выявления возможных отклонений на ранних этапах развития личности; создание эффективной системы коррекционной работы с детьми раннего возраста;
- совершенствование систем дошкольного воспитания и обучения детей с особыми потребностями, организация эффективной дошкольной подготовки;
- оптимизация форм и методов взаимодействия специалистов с семьей в рамках оптимизации коррекционной поддержки ребенка с особыми потребностями;
- разработка теоретико-методологического обоснования, методов и технологий качественной индивидуализации специального образования.