Тревожность – феномен современного общества
Тревожность - психологический феномен широко распространенный в современном обществе. Тревожность является симптомом неврозов, функционального психоза, а также других заболеваний. Данное состояние может запустить механизм расстройства эмоциональной сферы личности.
Тревожность включает в себя когнитивный, операционный, эмоциональный аспекты, при доминировании последнего. Тревожность является субъективным проявлением дезадаптации, неблагополучия человеческой личности. Тревожность выражается в переживании эмоционального дискомфорта и предчувствии опасности.
Психологи в последние годы особенно обеспокоены процессом формирования тревожных состояний у школьников. По данным ВОЗ современная школа признана неблагоприятным фактором в отношении развития тревожности. Резко увеличилось количество тревожных детей, у которых проявляются повышенное беспокойство, неуверенность, эмоциональная неустойчивость.
Диагностика тревожности с помощью теста Амена
Существует тест, разработанный знаменитыми американскими психологами, для определения уровня тревожности у детей. Апробация этого исследования проходила в $2007$ году среди группы младших школьников, состоящей из $25$ девочек и $25$ мальчиков. Тестирование проводились в один день, что исключало влияние временных ситуационных факторов.
Для проведения данного обследования используется четырнадцать рисунков. Каждый из них состоит из основного рисунка и дополнительного, расположенного под основным. Размеры рисунков: основной $-11$ на $8,5$ см, дополнительный $– 2,38$ на $5$ сантиметров. Рисунки выполнены отдельно для мальчиков и девочек. Лицо ребенка, который является главным персонажем, на главном рисунке не прорисовано, а обозначено контуром головы. На второстепенном рисунке изображены две детские головы, которые точно соответствуют контуру на основном. На рисунке представлена модель ситуации, которая типична для ребенка изучаемого возраста.
Рисунки показываются ребенку в указанном порядке. Тестирование проводят индивидуально, в отдельном помещении с каждым ребенком. При предъявлении рисунка исследователь проговаривает инструкцию. Темы рисунков и вопросы выглядят следующим образом:
- Тема рисунка: «Игра с младшими детьми». Вопрос: «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка, веселое или печальное? Он/она играет с малышами».
- Тема рисунка: «Ребенок и мать с младенцем» Вопрос: первая часть вопроса стандартная, а далее – «Он/она гуляет со своей мамой и малышом».
- Тема рисунка: «Объект агрессии». Вопрос: первая часть вопроса стандартная.
- Тема рисунка: «Одевание» Вопрос: первая часть вопроса стандартная, а далее – «Он/она одевается».
- Тема рисунка: «Игра со старшими детьми». Вопрос: первая часть вопроса стандартная, а далее – «Он/она играет со старшими детьми».
- Тема рисунка: «Укладывание спать в одиночестве». Вопрос: первая часть вопроса стандартная, а далее – «Он/она играет со старшими детьми».
- Тема рисунка: «Умывание». Вопрос: первая часть вопроса стандартная, а далее – «Он/она в ванной».
- Тема рисунка: «Выговор». Вопрос: «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка, веселое или печальное?»
- Тема рисунка: «Игнорирование». Вопрос: «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка, веселое или печальное?»
- Тема рисунка: «Агрессивное нападение». Вопрос стандартный.
- Тема рисунка: «Уборка игрушек». Вопрос: первая часть вопроса стандартная, а далее – «Он/она убирает игрушки».
- Тема рисунка: «Изоляция». Вопрос стандартный.
- Тема рисунка: «Ребенок с родителями». Вопрос: первая часть вопроса стандартная, а далее – «Он/она с мамой и папой».
- Тема рисунка: «Еда в одиночестве». Вопрос: первая часть вопроса стандартная, а далее – «Он/она ест».
Следует обратить внимание, что при демонстрации рисунков с изображением агрессии, выговора, игнорирования, агрессивного нападения и изоляции исследователь не дает пояснений к содержанию изображенной ситуации. Во время проведения обследования ребенку нельзя задавать дополнительных вопросов. Все высказывания ребенка и его интерпретацию изображенных на рисунках ситуаций отражают в специальном протоколе, туда же записывают сделанный ребенком выбор.
На основании данных занесенных в протокол рассчитывается индекс тревожности ребенка.
Индекс тревожности (ИТ) - процентное отношение эмоционально-негативных выборов (печального лица) к общему числу предъявленных рисунков:
$ИТ = \frac{число \ эмоционально-негативных \ выборов}{14\cdot 100}$
Дети по индексу тревожности делятся на три группы:
- от $0\%$ до $20\%$ – низкий уровень тревожности;
- от $20\%$ до $50\%$ – средний уровень;
- выше $50\%$ – высокий уровень тревожности.
Качественный анализ данных такого исследования дает возможность определить специфику эмоционального опыта ребенка в разных ситуациях, которые можно разделить на три группы: ситуации с однозначно положительной и отрицательной эмоциональной окраской, ситуации с двойным смыслом. К положительным сценариям относятся: игра с младшими детьми, игра со старшими детьми, ребенок с родителями. К ситуациям с отрицательной эмоциональной окраской: объект агрессии, выговор, агрессивное нападение и изоляция. Двойной смысл имеют следующие ситуации: ребенок и мать с младенцем, одевание, укладывание спать в одиночестве, умывание, игнорирование, уборка игрушек, еда в одиночестве.
Высоким проективным значением обладают рисунки: одевание, укладывание спать в одиночестве, еда в одиночестве. Дети, которые делают при рассмотрении этих ситуаций отрицательный эмоциональный выбор, могут обладать высоким уровнем тревожности с большой степенью вероятности.
Дети, которые делают отрицательный эмоциональный выбор в ситуациях: ребенок и мать с младенцем, умывание, игнорирование, уборка игрушек, как правило, обладают высоким или средним индексом тревожности.
Для определения источника тревожности все ситуации, представленные на рисунках, делятся по типу межличностных отношений:
- ситуации, показанные на рисунках $1, 3, 5, 10, 12$ моделируют взаимоотношения ребенок-ребенок;
- ситуации, продемонстрированные на рисунках $2, 6, 8, 9, 11, 13$ представляют взаимоотношения ребенок-взрослый;
- ситуации, изображенные на рисунках $4, 6, 7, 14$ моделируют повседневную самостоятельную деятельность ребенка;
- ситуацию на рисунке $6$ можно одновременно отнести к ситуациям типа «ребенок-взрослый» и «ребенок-ребенок».
При интерпретации показателей тревожность, которую испытывает ребенок в определенной ситуации, рассматривается как его отрицательный эмоциональный опыт, полученный в этой или подобной ситуации.
Высокий уровень тревожности может свидетельствовать о низкой эмоциональной приспособленности ребенка к определенным жизненным ситуациям. Позитивный или негативный эмоциональный опыт косвенно дают возможность судить о специфике взаимоотношений ребенка со сверстниками, взрослыми, в школе, в семье.
Можно расширить проективные возможности методики, если после ответа на стандартные вопросы, задать вопрос: «Почему?». В таком варианте увеличивается степень свободы для ответов, соответственно расширяется список источников переживаемой тревоги.
В результате проводимых исследований определено, что интенсивность переживания тревоги у мальчиков и девочек различна. В младшем школьном девочки менее тревожны, чем мальчики. При этом девочки, как правило, связывают собственную тревогу с другими людьми. Мальчики чаще боятся физических травм, наказаний, несчастных случаев.