Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Диагностика тревожности младших школьников

Тревожность – феномен современного общества

Определение 1

Тревожность - психологический феномен широко распространенный в современном обществе. Тревожность является симптомом неврозов, функционального психоза, а также других заболеваний. Данное состояние может запустить механизм расстройства эмоциональной сферы личности.

Тревожность включает в себя когнитивный, операционный, эмоциональный аспекты, при доминировании последнего. Тревожность является субъективным проявлением дезадаптации, неблагополучия человеческой личности. Тревожность выражается в переживании эмоционального дискомфорта и предчувствии опасности.

Психологи в последние годы особенно обеспокоены процессом формирования тревожных состояний у школьников. По данным ВОЗ современная школа признана неблагоприятным фактором в отношении развития тревожности. Резко увеличилось количество тревожных детей, у которых проявляются повышенное беспокойство, неуверенность, эмоциональная неустойчивость.

Диагностика тревожности с помощью теста Амена

Замечание 1

Существует тест, разработанный знаменитыми американскими психологами, для определения уровня тревожности у детей. Апробация этого исследования проходила в $2007$ году среди группы младших школьников, состоящей из $25$ девочек и $25$ мальчиков. Тестирование проводились в один день, что исключало влияние временных ситуационных факторов.

Для проведения данного обследования используется четырнадцать рисунков. Каждый из них состоит из основного рисунка и дополнительного, расположенного под основным. Размеры рисунков: основной $-11$ на $8,5$ см, дополнительный $– 2,38$ на $5$ сантиметров. Рисунки выполнены отдельно для мальчиков и девочек. Лицо ребенка, который является главным персонажем, на главном рисунке не прорисовано, а обозначено контуром головы. На второстепенном рисунке изображены две детские головы, которые точно соответствуют контуру на основном. На рисунке представлена модель ситуации, которая типична для ребенка изучаемого возраста.

«Диагностика тревожности младших школьников» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Рисунки показываются ребенку в указанном порядке. Тестирование проводят индивидуально, в отдельном помещении с каждым ребенком. При предъявлении рисунка исследователь проговаривает инструкцию. Темы рисунков и вопросы выглядят следующим образом:

  1. Тема рисунка: «Игра с младшими детьми». Вопрос: «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка, веселое или печальное? Он/она играет с малышами».
  2. Тема рисунка: «Ребенок и мать с младенцем» Вопрос: первая часть вопроса стандартная, а далее – «Он/она гуляет со своей мамой и малышом».
  3. Тема рисунка: «Объект агрессии». Вопрос: первая часть вопроса стандартная.
  4. Тема рисунка: «Одевание» Вопрос: первая часть вопроса стандартная, а далее – «Он/она одевается».
  5. Тема рисунка: «Игра со старшими детьми». Вопрос: первая часть вопроса стандартная, а далее – «Он/она играет со старшими детьми».
  6. Тема рисунка: «Укладывание спать в одиночестве». Вопрос: первая часть вопроса стандартная, а далее – «Он/она играет со старшими детьми».
  7. Тема рисунка: «Умывание». Вопрос: первая часть вопроса стандартная, а далее – «Он/она в ванной».
  8. Тема рисунка: «Выговор». Вопрос: «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка, веселое или печальное?»
  9. Тема рисунка: «Игнорирование». Вопрос: «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка, веселое или печальное?»
  10. Тема рисунка: «Агрессивное нападение». Вопрос стандартный.
  11. Тема рисунка: «Уборка игрушек». Вопрос: первая часть вопроса стандартная, а далее – «Он/она убирает игрушки».
  12. Тема рисунка: «Изоляция». Вопрос стандартный.
  13. Тема рисунка: «Ребенок с родителями». Вопрос: первая часть вопроса стандартная, а далее – «Он/она с мамой и папой».
  14. Тема рисунка: «Еда в одиночестве». Вопрос: первая часть вопроса стандартная, а далее – «Он/она ест».
Замечание 2

Следует обратить внимание, что при демонстрации рисунков с изображением агрессии, выговора, игнорирования, агрессивного нападения и изоляции исследователь не дает пояснений к содержанию изображенной ситуации. Во время проведения обследования ребенку нельзя задавать дополнительных вопросов. Все высказывания ребенка и его интерпретацию изображенных на рисунках ситуаций отражают в специальном протоколе, туда же записывают сделанный ребенком выбор.

На основании данных занесенных в протокол рассчитывается индекс тревожности ребенка.

Замечание 3

Индекс тревожности (ИТ) - процентное отношение эмоционально-негативных выборов (печального лица) к общему числу предъявленных рисунков:

$ИТ = \frac{число \ эмоционально-негативных \ выборов}{14\cdot 100}$

Дети по индексу тревожности делятся на три группы:

  • от $0\%$ до $20\%$ – низкий уровень тревожности;
  • от $20\%$ до $50\%$ – средний уровень;
  • выше $50\%$ – высокий уровень тревожности.

Качественный анализ данных такого исследования дает возможность определить специфику эмоционального опыта ребенка в разных ситуациях, которые можно разделить на три группы: ситуации с однозначно положительной и отрицательной эмоциональной окраской, ситуации с двойным смыслом. К положительным сценариям относятся: игра с младшими детьми, игра со старшими детьми, ребенок с родителями. К ситуациям с отрицательной эмоциональной окраской: объект агрессии, выговор, агрессивное нападение и изоляция. Двойной смысл имеют следующие ситуации: ребенок и мать с младенцем, одевание, укладывание спать в одиночестве, умывание, игнорирование, уборка игрушек, еда в одиночестве.

Высоким проективным значением обладают рисунки: одевание, укладывание спать в одиночестве, еда в одиночестве. Дети, которые делают при рассмотрении этих ситуаций отрицательный эмоциональный выбор, могут обладать высоким уровнем тревожности с большой степенью вероятности.

Дети, которые делают отрицательный эмоциональный выбор в ситуациях: ребенок и мать с младенцем, умывание, игнорирование, уборка игрушек, как правило, обладают высоким или средним индексом тревожности.

Для определения источника тревожности все ситуации, представленные на рисунках, делятся по типу межличностных отношений:

  • ситуации, показанные на рисунках $1, 3, 5, 10, 12$ моделируют взаимоотношения ребенок-ребенок;
  • ситуации, продемонстрированные на рисунках $2, 6, 8, 9, 11, 13$ представляют взаимоотношения ребенок-взрослый;
  • ситуации, изображенные на рисунках $4, 6, 7, 14$ моделируют повседневную самостоятельную деятельность ребенка;
  • ситуацию на рисунке $6$ можно одновременно отнести к ситуациям типа «ребенок-взрослый» и «ребенок-ребенок».

При интерпретации показателей тревожность, которую испытывает ребенок в определенной ситуации, рассматривается как его отрицательный эмоциональный опыт, полученный в этой или подобной ситуации.

Высокий уровень тревожности может свидетельствовать о низкой эмоциональной приспособленности ребенка к определенным жизненным ситуациям. Позитивный или негативный эмоциональный опыт косвенно дают возможность судить о специфике взаимоотношений ребенка со сверстниками, взрослыми, в школе, в семье.

Можно расширить проективные возможности методики, если после ответа на стандартные вопросы, задать вопрос: «Почему?». В таком варианте увеличивается степень свободы для ответов, соответственно расширяется список источников переживаемой тревоги.

Замечание 4

В результате проводимых исследований определено, что интенсивность переживания тревоги у мальчиков и девочек различна. В младшем школьном девочки менее тревожны, чем мальчики. При этом девочки, как правило, связывают собственную тревогу с другими людьми. Мальчики чаще боятся физических травм, наказаний, несчастных случаев.

Дата последнего обновления статьи: 09.06.2024
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot