Вклад в педагогическую науку
Бабанский Юрий Константинович - знаменитый педагог советской России.
После окончания в $1949$ году физико-математического факультета в Ростовском педагогическом институте там же преподавал педагогические курсы по методикам преподавания физики.
В период с $1975$ по $1977$ год был ректором ИПК преподавателей педагогических наук при АПН СССР. В $1979$ году был назначен вице-президентом АПН СССР.
Юрий Константинович создал теорию оптимизации обучения. В которой обучение выступает в качестве научно-обоснованного выбора и реализации варианта обучения, рассматриваемого с позиции успешного развития и решения задач образования и воспитания детей. Он предполагал использование данной теории для решения различных педагогических проблем. Бабанский рассматривал методы и основы применения оптимизации в качестве одного из аспектов общей теории научной организации педагогической деятельности.
Бабанским была предложена система четких рекомендаций по определению эффективных форм и методов предупреждения второгодничества и неуспеваемости, основанных на глубоком изучении причин детских неудач в учебе.
Под его редакцией были выпущены учебные пособия для пединститутов - «Педагогика».
Ю.К. Бабанский также является автором более трехсот научных работ, многие из которых переведены на иностранные языки. Широкому кругу читателей известны его работы по теории педагогики, оптимизации учебно-воспитательного процесса в школе, дидактическим проблемам, учебные пособия для вузов и педагогических училищ. Под его руководством было подготовлено большое число докторов и кандидатов наук.
Бабанский, работая над своей теорией призывал педагогов и образование в целом к свободе выбора, к проявлению индивидуальной позиции учителя, к постоянному осмыслению и анализу своей деятельности. Юрий Константинович настаивал на безусловной первостепенности творчества в работе педагога, основанного на глубоком профессионализме.
Сегодня школа обретает творческую свободу и постепенно преодолевает гнет чиновников образования. Но еще двадцать лет назад этого хотели передовые ученые, педагоги и методисты. Бабанский был одним из самых последовательных приверженцев свободы педагогического творчества. Он говорил о свободном выборе педагогом методов, форм, приемов и средств обучения и воспитания. В этой области он считал допустимым только советы, помощь и консультирование. Бабанский считал поурочный план личным документом учителя и не допускал вмешательства руководства и чиновников в работу педагога.
Основные работы Бабанского Ю.К.
«Педагогика» Данное учебное пособие создавалось по новой программе курса педагогики для студентов всех факультетов педагогических институтов.
«Оптимизация процесса обучения» В данной работе рассматриваются основы теории оптимизации учебного процесса, обосновывается выбор критериев и процедур выбора лучшей структуры обучения, структурируется передовой опыт работы разных школ в этой области. Общие формулировки теории оптимизации получают конкретизацию на примере профилактики неуспеваемости детей младшего подросткового возраста и организации учебного процесса подготовленных школьников.
«Избранные педагогические труды» В книгу Бабанского включены труды разных лет по основам теории обучения и воспитания школьников. Его исследования основаны на изучении опыта педагогической работы ростовских школ и иных регионов страны и посвящены оптимизации учебно-воспитательного процесса, методикам и методам обучения, целостному подходу к изучению всего учебного процесса.