Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Анализ в педагогике

Понятие педагогического анализа

Анализ заключается в разложении целого на отдельные части. При этом находится в тесной взаимосвязи с синтезом, с пониманием того, как целое формируется из частей и как осуществляется их взаимодействие в рамках целого.

Определение 1

Педагогический анализ — это методологически и теоретически правильно осуществляемый процесс исследования элементов, структуры, функционирования педагогического объекта, явления или проблемы, интересующего педагога.

Все окружение педагога имеет влияние на успех его работы и подлежит педагогическому анализу, в частности:

  • создание и функционирование педагогической системы или конкретного процесса;
  • педагогические ситуации;
  • педагогические проблемы;
  • специфика коллектива;
  • особенности обучающихся;
  • результаты обучения и другое.

В каждом конкретном случае анализ обладает своими особенностями, но при этом существует общий педагогический алгоритм, конкретизируемый в соответствии с ситуацией анализа. Данный алгоритм можно представить в виде определенных приемов и правил.

Приемы и правила педагогического анализа

Прием теоретико-методологического подхода к выбору предмета и формированию плана педагогического анализа. Любой поиск эффективен, при условии, что он ведется с пониманием того, что, где и как искать. Педагогический анализ будет эффективным, если он базируется на методологии и теории педагогики, которые определяют направление, методы и понимание поискового процесса.

Правило выявления связи решаемой задачи, испытываемых трудностей и проблем с педагогикой. В педучреждении выявление такой связи обычно не вызывает сложностей. Но в реальной жизни и профессиональной работе не всегда есть понимание, что причина проблемы носит педагогический характер. В результате чего принимаются меры иной природы и не устраняются педагогические причины проблем. Для обнаружения связи, необходимо задать вопрос и ответить на него: не лежит ли проблема в области собственной воспитанности, обученности, образованности, развитости или тех же свойств других людей, какова роль социально-педагогического влияния среды? Положительный ответ говорит о том, что существует именно педагогическая проблема.

«Анализ в педагогике» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Правило формулирования гипотезы проблемы и ее дальнейшего решения. Работая над педагогической проблемой необходимо определить, какими педагогическими причинами она может быть обусловлена. В своих рассуждениях следует опираться на знания о методологии и теоретических положениях педагогики. Обобщенная формулировка выдвинутых предположений является гипотезой-предположением, которая проверяется в творческом поиске, уточняется собранной дополнительной информацией и практическими вариантами решений. Если гипотеза не находит подтверждения, то формулируется новая, и научный поиск продолжается.

Правило планирования педагогического анализа. Сделанные предположения являются основой дальнейшего, более подробного анализа. Необходимо зафиксировать план. Прием системно-структурного анализа. Педагогическая реальность – это система, соответственно понять ее можно только при системном подходе. На первом этапе необходимо понять структуру изучаемой проблемы. Определенную для анализа педагогическую проблему надо рассмотреть как самостоятельное явление существующей педагогической реальности, но состоящее из компонентов.

Правило анализа макроструктуры проблем педагогического характера. Каждое педагогическое явление — это элемент более крупного явления. Оно погружено в среду, которая влияет на анализируемую проблему. Внешние обстоятельства могут быть непосредственными и опосредующими.

Правило педагогической проработки деталей структуры проблемы. Обозначение выделенных структурных компонентов проблемы педагогическими категориями и понятиями дает возможность последующего углубления в детали анализа. Это возможно за счет использования категорий: педагогическая система, личность, педагогический процесс, которые обязывают систематизировать все элементы и рассматривать их с точки зрения включенности в системное функционирование.

Прием содержательно-функционального анализа. Данный прием является продолжением системно-структурного анализа, углубляя его, позволяя качественно изучать и оценивать реальное состояние каждого отдельного элемента и совокупности всех педагогических факторов, которые определяют проблему.

Правило педагогической идентификации проблемы. Важно увидеть в педагогической реальности, которая подвергается анализу, элементы и явления, которые обозначаются научными педагогическими категориями, а затем понять их связь с теоретическими положениями педагогики.

Правило сбора, анализа, оценки фактов. Для снижения уровня субъективности в оценках и ошибок идентификации, следует собрать как можно больше разнообразных фактов и проводить их оценку в совокупности, следя за их достоверностью. Оценка — обязательный, завершающий этап анализа. Удобнее проводить оценку систематизированного материала.

Прослеживание функциональных зависимостей. Первый этап функционального анализа заключается в прослеживании взаимосвязей между элементами педагогической системы. Второй этап — это определение обучающего, образовательного, воспитывающего, развивающего влияния компонентов педагогической системы исследуемого явления. И завершающий этап состоит в установлении внутренних и внешних причинно-следственных зависимостей.

Замечание 1

Реализация всех приемов и правил дает представление о месте педагогической реальности в проблемах, которые испытывает педагог.

Дата последнего обновления статьи: 04.07.2024
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot