Педагогическое общение как форма взаимодействия педагога с детьми
Педагогическое общение – это способ организации взаимосвязи и взаимодействия между педагогом и детьми при реализации процесса обучения и воспитания, который ориентирован на создание оптимальных условий для познания и оказание воспитательного воздействия.
В ходе педагогического общения происходит обмен информационными ресурсами и формируются педагогические взаимоотношения между его участниками.
Успешное достижение целей и задач образования, профессиональной работы педагога во многом определяется уровнем развития педагогического общения. оно способствует формированию благоприятного микроклимата на учебных занятиях, посредством организации правильных взаимоотношений между педагогом и детьми, между педагогом и родителями, между педагогами и между детьми в коллективе.
От качества педагогического общения зависит личностное развитие ребенка и его социализация.
В ходе общения происходит воздействие взрослого на ребенка и развитие взаимоотношений между детьми.
Педагогическое общение является и личностным свойством педагога, отражающим его коммуникабельность, умение строить положительные взаимоотношения между детьми, а также его профессиональным качеством, ориентированным на организацию учебно-воспитательного процесса индивидуальной направленности и дифференцированного характера. В ходе педагогического общения происходит создание условий для раскрытия индивидуальности ребенка, его исключительных свойств и природного потенциала.
педагогическом процессе. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ" />
Рисунок 1. Общение в педагогическом процессе. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Педагогическое общение выступает основой построения педагогического взаимодействия. Такое взаимодействие имеет три направления развития:
- Функционально-ролевое направление. Общение способствует направлению деятельности детей педагогом, ее организации и проведение контроля итогов ее реализации. При таком взаимодействие, ребенок не воспринимает педагога, как личность, с которой он может общаться на равных. Педагог выступает субъектом контроля и регулирования.
- Личностное направление. В ходе такого взаимодействия, происходит непосредственное общение с детьми, в ходе которого педагог передает им свои навыки и умения, знания, индивидуальность. Такое взаимодействие затрагивает мотивационно-ценностную сферу детей. Это побуждает их познанию и развитию, усвоению системы ценностей и норм общественного поведения.
- Комплексное направление. Оно включает сочетание контроля с личностным общением т.е. педагог направляет деятельность детей, раскрывая себя и свою индивидуальность, контролируя, при этом, ход деятельности.
Функциональная роль общения в образовательном процессе
Процесс общения в образовательном процессе является деятельностью, ориентированной на развитие коммуникативных навыков учащихся и построение системы оптимального взаимодействия между детьми и педагогом.
Процесс общения педагога с детьми имеет важное функциональное значение. Оно проявляется в выполнении следующих функций в образовательном процессе:
- Информационная. В ходе общения происходит обмен информационными ресурсами между педагогом и учащимися. При этом, происходит передача знаний не только от педагога учащимся, но и наоборот – педагог может чему-то научиться у детей;
- Формирование общности. В процессе общения реализуется знаковый обмен. Он позволяет выделить тех людей, которые желают общаться и устанавливать положительное взаимодействие;
- Нормативное регулирование. В процессе общения между педагогом и детьми реализуется совместная деятельность по обучению, воспитанию и развитию, усвоению образовательной программы. Общение регулирует и контролирует эту деятельность;
- Познавательная. Общение выступает инструментом познания. В его ходе ребенок познает себя и окружающих его людей;
- Эмоциональная. В ходе общения происходит активизация эмоциональной стороны личности. Общение наполняет детей положительными эмоциями и мотивирует к познанию;
- Самовосприятия. В процессе общения происходит осознание личностью своего «Я», его устройства, понимание своего места среди других людей;
- Самоопределение личности. В процессе общения реализуется утверждение своего «я» в мыслях и поступках. Ребенок учится самоопределению и самоутверждению.
Факторы и условия эффективного общения в образовательном процессе
Чтобы педагогическое общение имело положительный эффект и способствовало целевому достижению образовательной деятельности, необходимо учитывать ряд факторов и условий его эффективной организации. К ним относятся:
- Создание положительного микроклимата, доброжелательной обстановки в коллективе.
- Содержание и характер обращения к ребенку, ориентированные на приобщение его к какой-то деятельности или требования по ее реализации, формирование поведения, должны быть индивидуально-ориентированными, тактичными и доброжелательными.
- В ходе общения необходимо использовать невербальные приемы воздействия: мимические жесты, тактильные прикосновения, интонация тон.
- Создание оптимальных условий и среды для проведения совместной деятельности.
- Помощь и поддержка ребенку в совместной деятельности и решение учебных задач.
- Общение должно быть эмоционально окрашенным и насыщенным.
- Внедрение в жизнь ребенка положительных факторов, которые усиливают роль общечеловеческих ценностей и нравственного социального поведения.
- Взаимодействие с ребенком должно быть добровольным. Если в его основе лежит борьба, то оно будет безрезультатным для образовательного процесса.
- Активная позиция ребенка в общении.
- Создание условий для побуждения ребенка к положительным действиям и поступкам, положительному общению.
- Педагог должен обладать навыками слушания ребенка и понимания его эмоционального настроя.
- Стиль общения педагога, его культурное развитие, профессиональные навыки и речевые особенности определяют эффективность педагогического общения.