Общение как основа личностного развития
Общение – это взаимодействие людей, реализуемое в словесной форме, а также посредством использования мимики и жестов, ориентированное на обмен информацией, установление контактов между его участниками.
Общение выступает основой развития личности. Каждый человек является индивидом и, только, погружаясь в социальную среду, вступая во взаимоотношения с другими членами социума, начинается формирование личностных качеств.
Рисунок 1. Общение. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
На протяжении всей жизнедеятельности человека происходит развитие его навыков общения. Они начинают формироваться с раннего возраста, постепенно расширяясь и усложняясь.
Характер общения влияет на общее развитие личности. От степени развития общения между ребенком и взрослым, между ребенком и сверстниками зависит развитие возможностей познавательного развития личности, усвоения ею разнородной информации, определяется формирование убеждений и потребностей.
Общение способствует:
- Развитию речи ребенка.
- Формированию знаний и навыков деятельности.
- Расширению кругозора.
- Формированию собственных убеждений, собственного мировоззрения.
- Развитию особенностей самосознания.
- Формированию и утверждению своего места и роли в социальной среде.
- Выработке идеологии и ориентации деятельности.
Таким образом, общение выступает основой общего развития личности, формирования разных сфер личности и заложения основ межличностного взаимодействия.
Что касается подросткового возраста, то это достаточно сложный и важный этап развития личности. в этот период происходят изменения в общем развитии организма, преобразуется социальная сфера личности, меняется социальный статус. Коммуникативная потребность приобретает новый характер. Потому, общение в этот период имеет свои особенности и основы развития.
Рисунок 2. Особенности подростка. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Особенности общения подростков
Для подросткового возраста характерны следующие специфические черты общения:
- Проявление агрессивность и конфликтности во взаимоотношениях. Это обусловлено потребностью в самоутверждении, демонстрации себя и своих способностей.
- Связь межличностного общения с соответствием личностных потребностей и возможностей, предъявляемым им требованиям.
- Болезненное восприятие невозможности установления общения, взаимодействия со сверстниками, утверждения в коллективе.
- Неспособность подростков находится в изоляции от сверстников длительное время. Они могут уходить от общения, но испытывают потребность возращения к нему.
- Необходимость постоянного наличия взаимной симпатии для плодотворного взаимодействия.
- Важная роль общения с родителями. Оно не настолько актуально для подростка, как общение со сверстниками, но продолжает занимать важное место в жизнедеятельности.
Роль общения со сверстниками в развитии личности подростка
Как было отмечено, общение выступает ведущим видом деятельности подростков. Особенно остро подростки испытывают потребность в общении со сверстниками.
По своей сути, поведение детей подросткового возраста носит коллективную направленность и групповой характер. Оно характеризуется следующими чертами:
- Общение подростков выступает способом информационного обмена. Этот обмен имеет специфический характер: получение той информации, тех сведений, которые невозможно получить от взрослого - в силу стеснения сторон, ухода взрослых от ответов и т.д.;
- Способ активизации навыков социального взаимодействия. Подростки учатся соблюдать культуру общения, соблюдать ее дисциплинарные нормы, активизируя, при этом отстаивание своего мнения, проявление свободы слова и выражения позиции;
- Общение выступает специфической разновидностью установления эмоциональных связей и отношений между детьми. Это происходит посредством завоевания уважения товарищей, проявления дружеских чувств.
Данные характеристики общения подростков определяют те направления личностного развития, на которые они оказывают непосредственное воздействие. Таковыми являются:
- Усиление осознанности восприятия собственного «Я». Это реализуется в ходе самоутверждения среди сверстников, причем его реального характера, а не иллюзорного типа. Также, важное значение для осознания своего «Я» подростками и его усиления имеет принадлежность к коллективу сверстников. Если подросток ощущает себя его частью, удовлетворяет в нем свои потребности в общении, то это активизирует его самосознание.
- Потеря связи с реальным миром. Это происходит тогда, когда подросток стремится уйти от проблем, сбежать от опеки родителей и полноценно погружается в общение со сверстниками, в тот или иной коллектив, группу. Общение приобретает, в этом случае, некую самоценность, а все остальное теряет свой смысл. Подростки перестают учиться, общаться с родителями, выполнять домашние обязанности и др.
- Формирование товарищеских и дружеских взаимоотношений. Оно имеет неполноценный характер развития в другие возрастные периоды. В процессе общения со сверстниками начинают формироваться четкие привязанности и проявляться дружеская симпатия, основанная на доверии и уважении.
- Активизация слабых сторон личности подростка. Это происходит в ходе совместной деятельности, коллективного общения, когда подросток перестает чувствовать свою слабость, обращать внимание на свои неудачи, имея поддержку коллектива.
- Культурное развитие личности. Оно реализуется при формирование подростковой субкультуры. С одной стороны, она может отрицательно сказаться на развитие поведения подростков, усвоении ими асоциальных норм поведения и развитии его деструктивных форм, а с другой стороны, субкультура способствует культурному развитию общества, его прогрессу, что положительно сказывается на культурном развитии каждой отдельной личности.
- Формирование навыков самостоятельности и ответственности. Оно реализуется как умение принять на себя ответственность за свою жизнь, свою деятельность.