Психолого-педагогические особенности развития детей в раннем возрасте
Общение – это сложный разносторонний процесс установления и развития контактов между людьми и группами людей, порождаемый потребностями совместной деятельности.
Одна из черт развития детей с первых лет жизни – быстрое формирование ведущего типа умений, важных на данном возрастном этапе, в зоне ближайшего развития. Это можно отнести как к физическому, так и к нервно-психическому развитию детей.
Ребенок рождается беспомощным, но каждый месяц своей жизни приобретает что-то новое. К концу первого года, он уже самостоятельно может ходить и понимать простые фразы взрослых, он говорит сам, активно изучает игрушки и предметы быта, использует их по назначению.
На втором году жизни дети совершенствуют освоенные движения и осваивают новые, включая элементы основных видов движений. Дети довольно хорошо понимают речь взрослых, активный словарный запас включает около 300 слов.
Детей раннего возраста отличает легкая обучаемость. К трем годам они осваивают первичную картину мира, который их окружает (ее примерное содержание представлено в программах воспитания и обучения в детском саду).
В раннем возрасте эмоциональное состояние детей неустойчиво, они легко возбуждаются и улавливают настроения других людей.
Маленькие дети не стремятся к результату выполняемой деятельности - они считают, что важнее размахивать веником, а не сметать им мусор и пр.
Двухлетки интересуются окружающими предметами, увлеченно занимаясь их исследованием и подвергая разного рода манипуляциям. При этом дети не просто изучают сами предметы, но стремятся овладеть действиями, которые совершают с этими предметами взрослые.
Чувственное восприятие окружающего мира для детей двух лет имеет решающее значение. Они воспринимают мир всеми органами чувств, но воспринимают только целостные вещи, а не отдельные сенсорные свойства, то есть ребенок воспринимает большой красивый мяч, а не отдельно его величину, форму и цвет.
Слух и речедвигательные системы начинают взаимодействие в момент восприятия и различения речи. Начинается интенсивное развитие фонематического слуха, но это позитивное явление может дать негативный побочный эффект – затормозить развитие звуковысотного слуха. Постепенно идет увеличение остроты зрения и возрастает способность различать цвета.
Основные приобретения периода 2-3-х лет:
- интенсивное речевое развитие;
- появляется целенаправленность;
- начинается осознание самого себя.
Общение детей раннего возраста
Результаты изучения общения детей раннего возраста со взрослыми позволяет выделить три основные категории средств общения:
- экспрессивно-мимические;
- предметно-действенные;
- речевые операции.
То есть, общение детей от рождения до семи лет со взрослыми протекает в качестве смены нескольких целостных форм общения.
Принято выделять четыре основные формы общения, сменяющие друг друга по мере взросления детей:
- 0-6 месяцев – ситуативно-личностное общение;
- 6 мес. – 2 года – ситуативно-деловое общение;
- 3-5 лет – внеситуативно-познавательное общение;
- 6-7 лет – внеситуативно-личностное общение.
В раннем возрасте ведущими становятся деловые мотивы общения, тесно сочетающиеся в познавательными и личностными мотивами. Основные средства общения – предметно-действенные операции.
Важнейшее приобретение детей раннего возраста – умение понимать речь окружающих людей и овладение активной речью.
Овладение речью помогает детям преодолеть ограниченность ситуативного общения и перейти от практического сотрудничества со взрослыми к теоретическому взаимодействию.
Потребность детей в общении с ровесниками возникает на основании сложившихся до этого потребностей, но не сводится к ним, а является действительно новым типом активности. Его специфику связывают с тем, что между детьми протекает эмоционально окрашенная игра. Роль ровесников в том, что они поддерживают друг друга и готовы участвовать в играх с партнерами, что приводит детей в радостное возбуждение, а удовольствие, получаемое от процесса игры, помогает детям реализовывать свой потенциал.
В эпизодических взаимодействиях со сверстниками дети открывают новые неожиданные качества, которые помогают им осуществлять принципиально иную деятельность, которая не сводится к другим типам активности. Субъективные качества ровесника превращаются в привлекательные и значимые для ребенка, по сравнению с объективными характеристиками, побуждающими его первоначально контактировать.
Педагогу необходимо способствовать плавному увеличению количества детей, которые играют вместе. Чтобы развивать коммуникативные умения детей, следует использовать подвижные игры.
На втором году жизни, чтобы развивать понимание речи взрослого и расширять запас понимаемых слов, которые обозначают близких взрослых, предметы, их качества и свойства, воспитателю следует сопровождать каждое свое действие и действия детей речевыми описаниями. Педагог должен организовывать игры-занятия по рассматриванию того или иного предмета, игрушки, картины, наблюдение за животными и пр.
Также воспитатель может создавать ситуации, которые будут побуждать детей к использованию слов, чтобы выразить свое желание или наладить взаимоотношения. В повседневной жизни, наблюдая игры детей, игры-занятия, воспитатель должен задавать детям вопросы, просить повторить.
На третьем году жизни коммуникативные функции речи продолжают развиваться, получает развитие и функция познания мира.
Основная форма речевого общения – ситуативный диалог, содержание которого заключается только в том, что непосредственно связано с определенной ситуацией, а его участники – это те, кто уже включен в рассматриваемую ситуацию.