Специальная педагогика – это теория и практика обучения детей, получающих специальное коррекционное образование, обусловленное их разнородными отклонениями в развитии и невозможностью обучаться в учреждениях общего образования.
Специальная педагогика охватывает методику обучения и воспитания детей, имеющих, как проблемы в развитии, вызванные психическими или физическими нарушениями, так и одаренных, талантливых детей.
Дети, имеющие отклонения в развитии испытывают трудности в обучении по стандартным методикам, а порой, вообще не могут воспринимать учебный материал по общеобразовательным приемам, используемым в системе образования. Это развивает необходимость создания специализированных учреждений, деятельность которых ориентирована на обеспечение условий для полноценного и всестороннего развития детей с ограниченными возможностями. Дети, имеющие отклонения в развитии, нуждаются в особого рода педагогической помощи, которая помогает преодолеть и побороть все сложности, затруднения и ограничения в образовательной сфере.
Рисунок 1. Категории детей с ограниченными возможностями. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Целевое назначение системы специального обучения
Специальная педагогика, как и общая педагогика, ориентирована на личностное развитие и совершенствование. Поскольку, она ориентирована на граждан, имеющих какие-либо отклонения в развитии и ограничения деятельности, то ее целевым назначением выступает создание педагогической среды, позволяющей человеку с ограниченными возможностями достичь максимальной для него самостоятельности и успешности во всех сферах жизнедеятельности. Специальная педагогика стремится дать людям с ограниченными возможностями независимую жизнь высокого уровня и качества, обеспечить их социальную адаптацию и сформировать предпосылки для их самовыражения и самореализации.
Кроме того, система обучения в специальных учреждениях строится на основе ряда специфических целей, которые необходимо достигнуть для осуществления процесса социализации граждан с ограниченными возможностями и их самостоятельной жизнедеятельности. К этим целям относятся:
- Исправление имеющегося недостатка посредством применения педагогических средств и приемов;
- Проведение медицинских, педагогических, психологических и социальных мероприятий для профилактики и оказания скорейшего выздоровления патологий детей раннего возраста. Такие патологии возникают в то время, когда ребенок еще не прошел процесс социальной адаптации и угрожают нарушению его трудовой, учебной и иных видов социальной деятельности, становления полноценным членам общества;
- Восстановление социальных и личностных критериев развития индивида. Это необходимо для борьбы с осознанием собственной ущербности, неприятия своей значимости для социума, маргинальных качеств, борьбы с завышенной самооценкой, развитие нормальных, приемлемых форм общественного поведения и взаимодействия;
- Овладение различными специальными приемами, упрощающими жизнедеятельность граждан с ограниченными возможностями. Например, овладение приемами пространственной ориентации, чтения и письма, визуального восприятия и т.д.
Предмет и задачи специальной педагогики
Специальная педагогика занимается исследованием образовательных приемов и методов обучения лиц, нуждающихся в специализированном подходе и, имеющих специфические особенности в достижении целей и задач образования. Именно такая специальная система образования и выступает объектом специальной педагогики.
Предметом этой научной дисциплины являются теоретические и практические аспекты специального обучения т.е. вопросы специфики обучения и развития людей с ограниченными возможностями деятельности.
Предметная область специального обучения затрагивает вопросы, связанные с социализацией граждан, имеющих ограниченные возможности, условия коррекции разнородных отклонений, компенсации, имеющихся отклонений педагогическими методами и средствами, особенности воспитательной и образовательной работы с детьми, имеющими отклонения в развитии, специальные технологии обучения.
Целевое назначение специальной педагоги подразумевает выполнение ряда задач:
- Исследование закономерностей развития граждан, имеющих разнородные отклонения в развития.
- Выявление компенсаторных возможностей конкретного человека.
- Составления классификации граждан с ограниченными возможностями.
- Исследование особенностей специального обучения.
- Составление научной базы содержания обучения в специальных образовательных заведениях.
- Разработка методов и технологии обучения в специальных учреждениях.
- Организация системы взаимодействия с социальной педагогикой по вопросам, связанным с обучением и развитием людей с отклонениями в развитии.
Правовые основы обучения в специальных образовательных учреждениях
В основе образования в специальных учреждениях лежат международные акты и нормативные документы, призванные защищать права и свободы граждан, реализовывать их социальную защиту. Такие международные правовые документы отражают права всех граждан на жизнь, свободу, образование и личную неприкосновенность. Право на образование всех без исключения граждан прописано во Всеобщей декларации прав человека и подтверждается в Конституции РФ и иных законодательных документах страны.
Конституция РФ прописывает значимость каждой личности для общества и государства и, потому, защиту ее прав и свобод и обеспечение условий для достижения ею максимально возможного развития и самореализации, независимо от ее отклонений в развитии и наличии иных ограничений в деятельности.
Существует целый ряд международных документов, рассматривающих права граждан с ограниченными возможностями. На эту документацию должны опираться все страны в своей политике в различных сферах деятельности. Это и касается граждан, имеющих ограничение деятельности.
Права граждан с ограниченными возможностями прописаны в следующих международных документах:
- Декларация прав человека;
- Декларация о правах инвалидов;
- Декларация о правах умственно отсталых лиц;
- Конвенция о правах ребенка.
Конвенция о правах ребенка содержит специальный раздел, включающий права детей с ограниченными возможностями на достойное существование в этом мире и удовлетворение их потребностей в образовательной области, подготовке к профессиональной и трудовой деятельности.