Сущность и отличия общей и профессиональной педагогики
Общая педагогика – это отрасль педагогической науки, занимающаяся исследованием закономерностей процессов обучения, воспитания и развития детей разных возрастных групп и разработкой основ организации учебно-воспитательного процесса в разных образовательных структурах.
Общая педагогика включает в себя основы педагогики, а именно фундаментальные основы процессов обучения, воспитания и развития, теорию обучения т.е. дидактические принципы реализации обучения, теорию воспитания и основы школоведения т.е. процесс регламентации образовательной деятельности и управления образовательным процессом.
Что касается профессиональной педагогики, то ее положение и сущность еще недостаточно определена и изучена учеными. Профессиональная педагогика не выделяется в отдельную отрасль, ее можно рассмотреть в качестве одного из направлений общей педагогики, которая занимается исследованием процессов профессиональной ориентации школьников и системы организации профессионального обучения, ориентированного на подготовку специалистов в области обучения, воспитания и развития подрастающего поколения.
Профессиональная педагогика занимается исследованием профессионального определения и сущности личности в пространстве и во времени.
Профессиональная педагогика возникает в результате социальной потребности, связанной с необходимостью подготовки профессиональных педагогов, реализующих обучение и воспитание подрастающего поколения, ориентированное на достижение определенного целевого назначения.
Профессиональная педагогика занимается:
- разработкой стандартов профессионального обучения;
- развитием профессионального образования по конкретному пути;
- формированием системы профессиональных педагогических взаимоотношений;
- регламентацией образовательной профессиональной работы;
- выработкой способов подготовки профессионально компетентных педагогов различных уровней обучения;
- разработкой способов реализации профессионального потенциала личности.
Современное развитие профессиональной педагогики связано с ее ориентацией на профессиональное образование. Она зародилась и оформилась в рамках общей педагогики, а сейчас продолжает свое развитие, углубляется и обосабливается в отдельную научную отрасль, узкой специализации.
Профессиональная педагогика занимается исследованием образовательной деятельности учащегося.
Рисунок 1.
Если сравнивать общую и специальную педагогику, то стоит отметить, что процесс учения связан с деятельностью учащегося по получению знаний и овладения определенными способами деятельности. если учащийся осваивает мыслительную работу, то соответственно, он развивается интеллектуально, формирует универсальные учебные действия, вырабатывает компетенции. Это заложено в основу общего образования подрастающего поколения. Когда учащийся овладевает какими-то навыками, вырабатывает компетенции, то у него формируются какие-то практические навыки деятельности, трудовые умения. Такое обучение носит не общий характер, а деятельностный. Соответственно, происходит переход от теории к практике, который связан с деятельностным характером образовательного процесса, лежащего в основе профессиональной педагогики.
Содержание профессионального образования имеет теоретическую составляющую, но оно нацелено на получение человеком определенной профессии.
Профессиональная педагогика и общая педагогика имеют общие стороны и сферы проникновения. Так, профессиональная педагогика проникает в систему общего образования в виде дисциплин изобразительного искусства, проведения уроков технологии, реализации внеурочных мероприятий, различные направления допрофессиональной подготовки и профессиональной ориентации учащихся. Что касается, общей педагогики, то ее дисциплины входят в программу профессиональной подготовки специалистов разных областей: иностранные языки, физика, математика, черчение и т.д.
Таким образом, общая педагогика выступает методологией общего образования, реализуемого на уровне школы и профессионального обучения, а профессиональная педагогика лежит в основе организации профессионального образования, начиная с уровней предпрофессиональной подготовки, охватывая профессиональное обучение и самообучение личности в течение всей ее жизнедеятельности.
Подходы к историческому развитию профессиональной педагогики
Профессиональная педагогика имеет несколько этапов исторического становления и развития. На ее историю и периодизацию оказывали воздействие разнообразные факторы. В этой связи имеется несколько подходов к истории ее становления:
- Онтологический подход. Профессиональная педагогика развивается в зависимости от социально-экономических отношений, сложившихся в данный временной период в обществе. Этот подход относится к воззрениям К. Маркса на развитие общества, как формирование общественно-экономических формаций. Человек в данном случае не является отдельным звеном педагогики. Он относится к социуму и может сосуществовать и профессионально развиваться только во взаимодействии с ним. Таким образом, этапами развития профессиональной педагогики выступают: первобытнообщинный строй, рабовладельческий строй, феодальное государст0ов, эпоха капитализма.
- Этногенетический подход. Этот подход связан с теорией формирования этносов и зарождения на этой основе государства. Идея такого развития принадлежит Л.Н. Гумилеву. Профессиональное становление человека определяется социальными и природными факторами. В истории общества имеются определенные этапы развития социума, содержащие свои стимулы и детерминанты. Таким образом на профессиональное становление человека первобытного общества воздействовали природные факторы, а в эпоху капитализма – социальные.
- Культурно-исторический подход. Профессиональное становление определяется типом культурного развития общества. Последователь этого подхода М.К. Петров выделяет три типа профессионального развития: лично-именное – первобытнообщинный строй, профессионально-именное – эпоха Средневековья, культуры Китая, Индии, универсально-понятийное – современные западноевропейские государства. Передача знаний между поколениями реализуется посредством трансляции знаний и навыков, реализуемых посредством образования. Трансляция в обучении предполагает профессионализацию и социализацию новых поколений, путем принятия культуры и норм старшего поколения.
- Постиндустриальный подход. Он разработан Д. Беллом и предполагает три этапа развития профессиональной педагогики: донаучный – доиндустриальный, индустриальный- зачатки научного развития и научный т.е. постиндустриальный.