Понятие сетевого взаимодействия
Стратегической целью государственной политики в сфере образования, является повышение доступности образования и его соответствие международным стандартам. Современное образование должно отвечать требованиям со стороны экономики, общества и каждого гражданина. Это необходимо в первую очередь для развития государства в рамках долгосрочного проекта по социально-экономическому развитию РФ. В связи с чем, на первое место выходит создание единого образовательного пространства, объединения образовательных учреждений между собой посредством сетевого взаимодействия.
Сетевое взаимодействие в образовательном пространстве – это специально сформированные образовательные сети образовательных учреждений, направленные на повышение доступности и качества образования.
Современные сети могут быть представлены как совокупность нескольких взаимодействующих между собой учебных заведений, которые реализуют разнообразные учебные программы, сетевые проекты, продукты и т.д., а также осуществляют:
- отдельные аспекты управления по формированию сетевого взаимодействия между учебными заведениями, а также внедрение уже имеющейся практики управления;
- внедрение необходимого для реализации сетевого взаимодействия оборудования в образовательные учреждения;
- подготовка и переподготовка педагогов, направленная на повышение их профессионального роста.
Таким образом, сетевое взаимодействие образовательного пространства осуществляется в рамках реализации стратегии социально-экономического развития государства и направлено на повышение качества образования и его доступность для всех слоев населения.
Принципы и условия сетевого взаимодействия в образовательном пространстве
Принципы сетевого взаимодействия в образовательном пространстве:
- Принцип актуальности сетевого взаимодействия в сфере образования. Данный принцип предусматривает использование современных информационных технологий в процессе взаимодействия.
- Принцип сотрудничества. Осуществление обмена разнообразными инновационными разработками и материалами между образовательными учреждениями. Необходимо для оптимизации работы над совместными проектами и программами.
- Принцип целостности. Подразумевает целостное и всестороннее развитие личности учащегося в рамках образовательного процесса. Ознакомление детей с меняющимися условиями во внешней среде, посредством сетевого взаимодействия с разными учебными заведениями.
- Принцип добровольности. Предполагает свободу выбора формы сетевого взаимодействия между участниками образовательного процесса.
Для эффективности сетевого взаимодействия в образовательном пространстве необходимо соблюдение следующих условий:
- обучение педагогов, направленное на получение знаний и компетенций работы с ресурсами Интернет в образовательном процессе, а также с целью повышения собственной квалификации;
- использование возможностей дистанционных технологий в процессе образования;
- наличие в образовательном учреждении необходимого оборудования (интерактивные доски, ПК, мобильные классы и т.д.), отвечающего современным требованиям, а также подключение к сети интернет;
- наличие необходимых методических разработок по организации и реализации сетевого взаимодействия между образовательными учреждениями.
Большое значение для организации и реализации сетевого взаимодействия имеет наличие необходимого сетевого оборудования, его соответствие современным требованиям. Формы реализации сетевого взаимодействия во многом зависят от уровня компетентности педагогов и от обеспечения доступа к имеющимся ресурсам.
Критерии эффективности сетевого взаимодействия в образовательном пространстве:
- стабильность и высокая квалификация педагогических кадров;
- высокий уровень качества образования;
- высокий воспитательный потенциал учебного заведения;
- устойчивый корпоративный дух педагогического коллектива;
- авторитет учебного заведения в обществе.
Таким образом, в основу эффективности сетевого взаимодействия в образовательного пространства, входит наличие необходимого и современного сетевого оборудования, выход в интернет, предоставление доступа к ресурсам сети, а также профессиональные компетенции педагогов.
Проблемы сетевого взаимодействия в образовательном пространстве
На сегодняшний день, несмотря на необходимость создания сетевого взаимодействия, многие учебные заведения не готовые к вхождению в сетевую систему. Это связано с рядом существующих проблем:
- недостаточность уровня овладения педагогами коммуникационными и информационными технологиями;
- неумение использовать ресурсы Интернет в обучающих целях;
- отсутствие ИКТ компетенций у участников образовательного процесса;
- неумение педагога решать образовательные проблемы с помощью современных средств и методов ИКТ;
- личное негативное отношение к современных информационным технологиям и их использование в процессе образования, чаще всего со стороны педагога;
- отсутствие необходимого оборудования, выхода в Интернет и т.д., чаще всего это связано с недостаточным финансированием учебных заведений.
Таким образом, переход к современной и соответствующей потребностям отечественного и международного рынка системе образования, заключается в необходимости создания сетевого взаимодействия в образовательном пространстве. На сегодняшний день не все учебные заведения имеют возможности войти в это пространство, в связи с чем, можно сказать, что в нашей стране данное направление находится на стадии своего развития и совершенствования. На государственном уровне разрабатывают проекты и программы по включению всех учебных заведений в сетевое пространство.